Прочитал в газете «Труд» материал Анны Бабинцевой об истории водного транспорта на реке Северский Донец. Хороший материал, но… Так как я являюсь местным жителем, то хотел бы дополнить информацию своими знаниями, из своего опыта.
Во-первых, мне известно, что первые шлюзы были построены по заказу немецких владельцев шахт в 1911 году. Тогда понадобилось вывозить уголь на баржах. Когда шлюз закрыли, то появилась возможность перемещать баржи по реке Каменке (теперь это мелкая река).
Во-вторых, в 70-х годах прошлого столетия уже уголь на баржах не возили. Река была судоходной, однако мы видели баржи с песком (привозили для стеклотарного завода) и одно время грузили на баржу стеклобанки того же завода. Также по реке активно передвигались прогулочные катера и лодки. Почти у всех крупных предприятий были свои теплоходы. Например, когда меня в детстве отправляли в пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской, то до Сазоновского
шлюза нас доставляли на теплоходах.
В-третьих, примерно в 1970-72 годах по реке Северский Донец ходил катер на подводных крыльях «Ракета» по пассажирскому маршруту «Каменск — Ростов-на-Дону». Мне даже удалось на нем плыть до поселка Коксовый. Это заняло почти два часа, так как шлюзовались мы долго. Но скорость катера была очень приличной. Почему не возвращают катера на подводных крыльях: «Ракета», «Метеор» и другие?
В-четвертых, на конец судоходства по реке более всего повлияла перестройка. В девяностых годах перестали присылать земснаряды для чистки заилившихся протоков, суда не могли безопасно передвигаться, и все затихло.
Надеюсь, что судоходство на нашей реке возродится. Недаром же при постройке гужевого моста учли момент возможного прохождения судов с высокой надстройкой и сделали на мосту подъемную плиту. А ведь такой как бы разводной мост обошелся гораздо дороже. Лишь бы природа не подвела, и уровень воды в реке сильно не понизился.
Федор СОКОЛИН.
Читайте также ДОНЕЦ СУДОХОДНЫЙ: КАРАВАНЫ БАРЖ, МОРСКОЙ КЛУБ И КАТЕР-БУФЕТ — Общественно-политическая газета «Труд»