Театральную жизнь нашего города нельзя назвать богатой. В Каменске-Шахтинском имеется народный театр «У креста», созданный в 1998 году режиссёром Маргаритой Яжук, театральный коллектив «Вдохновение» во Дворце культуры имени Маяковского и несколько других любительских студий.
Однако ещё в дореволюционное время в саду станицы Каменской располагался летний театр, который функционировал в теплое время года. Здесь же более ста лет назад размещался самый большой электро-театр «Солей», который демонстрировал выдающиеся картины, сопровождавшиеся выступлением симфонического оркестра.
Зимой театр перебирался на Арсенальную, 8 — нынешнее здание Центра развития творчества детей и юношества, в прошлом — Дома пионеров, а в то время — дворянского клуба, ранее принадлежавшего помещице Карповой. В нём ещё с 1871 года устраивались балы и маскарады, а также театральные представления гастролирующих трупп. В послевоенные годы театр, получивший название Каменского государственного драматического, делил крышу с Домом пионеров и детской библиотекой.
Часть постановок Каменского драмтеатра демонстрировалась в здании Дома офицеров — в те годы его именовали Домом культуры на площади Труда. Увы, этот объект уже ушёл в историю. Летом постановки по традиции перекочевывали на сцену городского сада — сегодняшнего парка Горького. Назывался он «Летний театр имени Максима Горького». На многие спектакли, которые давали на каменской сцене, в нашей газете выпускалась критическая статья, а также размещались афиши о предстоящих премьерах.
Особенно активно Каменский театр функционировал в послевоенные годы. Однако уже в первый год после освобождения города публика получила возможность видеть служителей Мельпомены благодаря тому, что частым гостем здесь был актерский состав Шахтинского драматического театра, который демонстрировал свое творчество и в летний, и в зимний сезоны. Так, в июле 1944 года шахтинские театралы представили каменской публике восемь постановок — пьесы Симонова, Островского и других авторов.
Ежегодный приезд стал для Шахтинского драматического театра традицией. В конце сороковых, в послевоенное время, театр приезжал в полном составе и показывал репертуар, подготовленный в последние годы. Зрители Каменска могли увидеть пьесы лауреатов сталинской премии А. Корнейчука «Макар Дубрава», В. Любимовой «Снежок», инсценировку по роману Павленко «Счастье» и прочее.
Также 15 февраля 1944 года в городе стартовали гастроли Сальского драматического театра творческим составом 25 человек. Для каменских поклонников сцены были показаны «Русские люди» Симонова, «Без вины виноватые» и «Не всё коту масленица» Островского, «Испытание чувств» Успенского и другие постановки. Осуществляя указания областного Управления по делам искусств, на суд зрителя были предложены и современные театральные произведения, освещающие дух эпохи. Так, в гастрольный тур вошла пьеса Тур и Шейнина «Поединок», написанная по материалам следственных органов Верховной прокуратуры СССР, показывающая полную опасности работу контрразведки, ведущей борьбу со шпионажем. Каменчане могли лицезреть и одну из пьес, считавшихся лучшей в советской драматургии — «Встреча в темноте» Кнорре, отображающую великую эпопею Отечественной войны.
Настоящим подарком для каменчан в первые годы после освобождения города был приезд артиста Ростовской филармонии, мастера художественного слова Михаила Вячеславовича Полетаева. Его выступления, по отзывам горожан, были предельно театрализованы и сценичны и напоминали манеру исполнения известного в то время артиста Игоря Ильинского. Репертуар Полетаева был представлен русской классикой — стихами и сценами из пушкинского «Бориса Годунова», лермонтовскими «Мцыри» и «Тамань», фольклором, современной тематикой и фельетонами. Приезд актера для каменцев — так в те годы величали наших земляков — также стал традиционным. Однажды вместе с Полетаевым в город прибыла артистка Белякова, которая также заслужила самых тёплых отзывов любителей художественного слова.
Репертуар самих каменчан тоже был достаточно разнообразен. Пьеса В. Поташева «Сын» о семье и об отношении к детям, «Цель жизни» братьев Тур — рассказ о замечательной русской женщине Софье Ковалевской. Пьеса Д. Слепян «Сестры» раскрывала перед зрителями столкновение мировоззрений двух сестер: одной — прожившей мир в капиталистическом мире, и другой — простого совестного человека. И, конечно же, каменские актеры давали нестареющую классику — одну из сложных и весьма интересных пьес Островского «Волки и Овцы», «Женитьбу Бальзаминова», комедию Гальдони «Забавный случай» и ряд других пьес. Один из сезонов был открыт пьесой Мдивани и Кирова «Молодой человек» в постановке художественного руководителя Симоновича. В ней был занят весь ведущий состав театра. Также зрителю были показаны пьесы Найденова «Дети Ванюшина», А. Н. Островского «На бойком месте», М. Горького «Васса Железнова», Шиллера «Коварство и любовь» и другие.
При всей признательности публики в сторону каменских актеров и худруков из уст заядлых театралов не раз звучала конструктивная критика. Например, не лучшим образом была встречена пьеса «День рождения» братьев Тур. «Слишком много в ней искусственной нагроможденности, — писал отзыв Сергей Яковлев. — Тут и любовь двух летчиков — русского и французского — к ефрейтору Калмыковой, любящей в свою очередь рядового Огурцова, тут и разоблачение шпионов, и взаимная выручка в бою, и много других положений, смазывающих основную канву пьесы». Также актерский состав был раскритикован за недостаточную сыгранность и «бледность» спектакля, а отдельные исполнители ролей — за отсутствие «индивидуального лица». Кроме того, одним из главных недостатков театра оставалась игра «под суфлера», которая не прошла незамеченной для зрителя.
В послевоенные годы труппа Каменского госдрамтеатра была представлена местными актерами. Это В. Л. Немиров-Корш, В. М. Гудкова, Н. В. Ольшанский (он же музыкальный оформитель ряда спектаклей), Л. Е. Высоцкая, А. С. Демидова, В. Н. Троилин, И. И. Костылев, Степанов, Топалов. Художественным руководителем и одним из ведущих артистов являлся Б. Н. Симонович — зрелый, вполне сложившийся мастер сцены, в совершенстве овладевший искусством перевоплощения.
Ставили и местных авторов: например, зрителю полюбилась «Любовь Яровая» Константина Тренева, который учился на каменской земле. Со временем коллектив театра пополнялся новыми творческими силами, репертуар обновлялся, актерский состав подарил зрителю «Девушку с кувшином» Лопе де Вега, «Золотую карету» Леонова и прочие спектакли. Конечно, не забывали и про тематическую пропаганду. Жизнеутверждающая бытовая пьеса «Памятные встречи» А. Утевского вращалась вокруг главной мысли: «Устаивать жизнь, а не устраиваться в жизни», раскрывала тему нравственного долга перед Родиной и умением пожертвовать жизнью ради ее спасения.
В одном из следующих сезонов 1946 года художественным руководителем и главным режиссером театра назначен Л. Стельмахович, постановщиком — М. Кубанский, режиссером — И. Костылев. Кроме работы в городе, Каменский госдрамтеатр периодически выезжает в хутора, станицы и рабочие посёлки Каменского района. В ноябре 1946 года труппа выбыла на гастроли в Миллерово, где представила свои самые успешные постановки. По возвращению на малую родину актеры начали готовиться к сезону 1947 года, в который планировалось включить новые пьесы Горького, Чехова, Корнейчука, Шиллера и других драматургов. Серьезным творческим экзаменом для театра стала постановка «За тех, кто в море» лауреата сталинской премии Б. Лавренева.
Какое-то время в работе госдрамтеатра был небольшой перерыв, но в конце сороковых он возобновил свою деятельность, с успехом показав новый спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому. Помимо удачной игры актеров и работы постановщиков были отмечены декорации, написанные художником В. Г. Баженовым. Не остался незамеченным труд декоратора Подкользина, умевшего создавать обстановку, соответствующую духу времени. Особенно это стало наглядным в весёлом спектакле — комедии Пьера Мариво «Причуды любви и фортуны», которая прошла в городском театре с ошеломительным успехом.
Театральную жизнь Каменска-Шахтинского разнообразили и гастроли Ростовского театра окружного Дома Красной Армии СКВО. В 1946 году театр прибыл в наш город полным актерским составом, со всеми декорациями, костюмами, бутафорией и прочими атрибутами. Театр располагал оркестром, который музыкально оформлял все спектакли. Приезд стал знаменательным событием, ведь многие из постановок каменскому зрителю еще не приходилось видеть. Это «Полководец Суворов», «Надежда Дурова» и другие. Репертуар включал и классику — пьесу Горького «Зыковы», приуроченную к десятилетию со дня смерти писателя. Ростовчане показали и драму лауреата сталинской премии Константина Симонова «Под каштанами Праги», и комедию «Семейное счастье» Героя Советского Союза М. Водопьянова и Ю. Лаптева. Две комедии театр отвёл и иностранной драматургии. Это «Дамская война» Скриба и «День чудесных обманов» Шеридана. В один из летних вечеров артист театра Красной Армии, Леонид Далин, даже прочел для горожан лекцию «Чехов и его творчество». Все спектакли проходили в Доме культуры на площади Труда. Специально по такому случаю в нём было переоборудовано электроосвещение сценической площадки и усилена вентиляция зала.
Не обходилось и без провальных, по мнению, каменчан, гастрольных туров заезжих гостей. Так, в марте 1947 года в Доме культуры состоялись два больших концерта Ростовской государственной филармонии, о чем торжественно возвещала широковещательная афиша. В программу вошли эксцентричные танцы, арии из оперетт, исполнение народных мелодий, песен Советской армии и даже индийская сказка. После такой громкой рекламы каменская публика быстро раскупила все билеты. Однако ожиданиям зрителя не было суждено оправдаться. Начавшись с получасовой «пустой болтовни» конферансье с затасканными «остротами», программа продолжилась исполненными «залпом» композициями аккордеониста, вызвавшим недоумение публики шуточным танцем супругов Янсон и другими «скоропалительно исполненными» номерами. «Невольно создается впечатление, что концертная бригада ехала сюда с предвзятым мнением: «Провинции что ни дай, всё будет хорошо. Однако каменский зритель умеет отделить художественное исполнение от халтуры» — такова была безжалостная рецензия на выступление филармонии.
Не обошла каменского зрителя и такой вид искусства, как театр кукол. В 1947 году в первомайские дни наш город посетил Ростовский театр марионеток, показавший юным зрителям спектакль «Петр Иванович в цирке».
Желанным гостем каменской публики стала труппа Новочеркасского драматического театра, включавшая в себя Заслуженных артистов ряда Советских республик и дававшая спектакли в летнем помещении театра в горсаду. В 1950 году Новочеркасскому храму искусств исполнилось 125 лет, и в наш город театр прибыл после больших гастролей по Херсону. За десять дней пребывания в городе постановки посетили несколько тысяч зрителей. Артисты также стали постоянно бывать на гастролях в Каменске.
Ещё один способ приобщиться к драматургии предоставил горожанам кинотеатр «Ударник». На экране демонстрировались художественные фильмы-спектакли «Разлом» в постановке Ленинградского Большого драматического театра им М. Горького и «В степях Украины» Киевского Государственного академического театра имени Франко.
Кстати, в этом же, 1950 году, в Каменск приезжал украинский музыкально-драматический театр, который показал каменским трудящимся музыкальные комедии по Гоголю и другим авторам, также гостями каменской сцены стали актеры Ворошиловградского Государственного драматического театра. Теперь все прибывающие труппы располагались в Доме культуры на площади Труда, а в бывшем здании государственного драматического театра окончательно обосновались юные ленинцы, оно стало именоваться Домом пионеров.
В архиве работала Анна Бабинцева.