Человек и общеcтво

КАК ПРОХОДИЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМОВ В КАМЕНСКЕ

106

Как известно из истории нашего города (станицы Каменской) до известных событий 1917 года в станице было шесть церквей (одна строилась). Самые крупные — Христорождественская и Свято-Покровская церкви. Оба эти христианских православных (как и другие) сооружения были разрушены в годы советской власти. В советское время к началу перестройки ближайшими работающими храмами для каменчан (где, не особо скрываясь, крестили детей и венчались), были Гундоровский, Астаховский и Глубокинский.

В 1990 году началось возрождение церкви, открывались храмы, молитвенные дома, часовни по принципу евангелиста Матфея: «Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны
во имя Мое, там я среди них», в приспособленных помещениях. Затем начали строить новые
храмы. Строили всем миром, как в старину, на пожертвования людей, предприятий, организаций,
предпринимателей. За прошедшее время в нашем городе открылись церкви в центре города
(Покрова Пресвятой Богородицы), на улице Ворошилова (Всех Святых, в земле Российской
просиявших), в Южном микрорайоне (Троицкий), в микрорайонах Заводском (Святой Анны
Кашинской) и Лиховском (Андрея Первозванного), в административном городке, в ИК-12.
Молодой священник
После того, как воинствующий атеизм стал отступать, православные христиане нашего города сплотились в небольшую группу молящихся и собирались на молитву у кого-то на квартире, по месту жительства. Но затем было решено властями (по молельный дом детский сад на
ул. Гагарина, куда и прибыл назначенный епархией священник отец Андрей (до этого времени
по совместительству службы проводил отец Владимир Гладышев из Гундоровки). Основу
его паствы составили самые активные верующие. Лидера группы священник назначил церковным старостой, и эта очень активная женщина ему помогала развивать приход, иногда даже
пыталась оказывать давление на молодого служителя.


Отец Андрей был неопытным служителем церкви и сразу после рукоположения в священники
оказался в нашем молитвенном доме. А представлял собой сей храм приспособленное помещение бывшего детского сада, где нашлись отдельные здания для проживания настоятеля с семьей
и для свечной лавки. Потихоньку будущий храм приобретал надлежащий вид, отец Андрей не только ко проводил службы, много делал для обустройства храма, но и выезжал на дом для свершения таинств, которые положено вершить православному священнику согласно его сану. Также молодой поп встречался с общественностью, вел беседы с детьми, на местном телевидении выступал в передаче «Дорога к храму».
Автору этого материала довелось быть знакомым с ним и его семьей (жена и двое маленьких
детей), работая на телевидении и в газете, я брал у него интервью, записывал «Беседы о главном». Это был честный, знающий, глубоко верующий человек, ветеран первой чеченской войны.
Забегая вперед напишу, что отец Андрей всегда был верен православию и усердно служил
Богу. Из Каменского благочиния его перевели в Новочеркасск, доверили быть настоятелем большого храма Равноапостольных Константина и Елены. Когда разразилась вторая чеченская
война, отец Андрей по своей воле находился в местах кровопролитных боев, окормлял
воинов, поддерживал их. В солдатах он видел воинство божие, вдохновлял их на мужество и
стойкость.
За свои заслуги награжден орденами и медалями. После окончания войны на Кавказе
отец Андрей вел активную работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию,
занимался взаимодействием Ростовской епархии с военными организациями. В последнее время был настоятелем небольшого храма Дмитрия Донского. Несколько лет назад трагический случай оборвал его жизнь.
Отец Валерий и отец Василиск
Затем запомнился священник Свято-Покровского молитвенного дома отец Валерий. Это был
интеллигентный, начитанный молодой человек из предпринимателей. Как он стал священником? Рассказывал так: жил в Караганде, окончил школу, работал барменом, менеджером,
одновременно учась в вузе, стал экономистом. Организовал свое дело, и прибыль пошла. Однажды разогнался на своем новом автомобиле и попал в жуткую аварию. Когда находился между
жизнью и смертью, уверовал в Бога, поклялся, если останется жив, посвятить себя служению
церкви. Какое-то время был инвалидом, но превозмог недуг, встал на ноги и получил благословение на рукоположение у епископа Карагандинского. Когда епископа перевели из Казахстана в Россию, он пригласил молодого священника на службу в Ростовскую область. Отец Валерий прибыл сначала вторым священником, а затем какое-то время был настоятелем. Отец Валерий имел много друзей, откровенно рассказывал о себе, о своей вере в Бога, о своей поездке в
Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господнему. На горе Сион он подобрал камень «неопалимая
купина» (сделал это тайно, так как собирать камни там запрещено). Мне посчастливилось лицезреть это чудо природы. Небольшой, серо-желтый, величиной с детский кулак кусок, видимо
остывшей лавы, поразил тем, что в его структуре отпечатались как бы веточки мелкой хвои. Как это
произошло? Если это была горячая лава, то от веточек не только четкого рисунка, но и следа бы
не осталось, а тут веточки какие-то (наверное, древний хвощ) во всей структуре камня.
У отца Валерия была семья, дети, он привез с собой много вещей и пригнал три автомобиля
(один бортовой «ЗИЛ»). Это то, что он заработал, еще будучи бизнесменом. Настоятелем в то время был отец Василиск, который очень кичился тем, что он монах и получил образование в Духовной
академии. В то же время любви каменских верующих он не снискал. Мало того, что он вызвал
недоверие к своему монашескому образу жизни, но и сеял раздор среди паствы. Приблизил к себе церковного старосту (ту самую женщину), которую отец Валерий (не забываем, он экономист, бухгалтерию знал на отлично) поймал на приписках в свечной лавке, придирался к отцу Валерию, заставлял постоянно давать для своих каких-то личных нужд автомобиль «ЗИЛ», имел свою подозрительную точку зрения на некоторые православные каноны. Этого «академика»
хватило на год, а потом он отбыл на Украину (откуда был родом) и перешел в украинскую («катакомбную») церковь.
Отец Валерий также недолго пробыл в нашем городе, его покровителя и духовного отца
(епископа) назначили в Санкт-Петербург, и наш священник отправился с семьей за ним,
получил там место настоятеля в одном из храмов северной столицы.
Кстати, отец Валерий раскрыл мне некоторые особенности карьеры священнослужителей. Оказывается, среди высших духовных чинов, епископов и архиепископов «белых священнослужителей» (не монахов) около 15 процентов, хотя белое духовенство более многочисленно. Почему так? Есть такая теория, что священнику, давшему обет безбрачия, не отягощенному семьей, легче и проще выполнять свою миссию, добиваться высоких постов, не отвлекаясь на мирские дела.
Продавший душу
Самая темная страница истории каменского нового духовенства могла бы быть забытой,
но… Из песни слов не выкинуть, а из истории ее неприглядные страницы.

В 1997 г. из Уфимской епархии прибыл к нам 30-летний священник, монах, отец
Владимир (в миру Сергей Токмачев) с письмом от Ростовской епархии, где его представили
настоятелем храма. Уму непостижимо, но этот наш земляк был рукоположен в священники
чуть ли не тюрьме. Он отбывал наказание дважды: за кражу и дезертирство из армии и хотел
раскаяться с помощью молитв. То ли он лукавил, то ли дьявол завладел его душой позднее, но
получив духовное звание, став настоятелем Свято-Покровского храма, он начал вершить греховные дела. Днем проводил требы, а вечерами и ночью вместе с прибывшим с ним из колонии
водителем разъезжали они по злачным местам области, были замешаны в приобретении и
употреблении наркотиков. Когда в милицию на них поступило конкретное заявление, то присутствующие при обыске понятые ахнули – в доме у священника нашли порнокассеты, сексуальные игрушки, пакетики с наркотой. Продавший душу дьяволу поп попал вместе с подельником под суд. Но из следственного изолятора он через два года вышел. Затем следы его пропали, пока в 2001 году московские газеты не написали об убийстве иеромонаха Владимира. Преступление совершили 15-летние сожители педофила.
Какое-то время в Каменске не было священника, проводить службы приезжали служители
из епархии, присылаемые архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеймоном. Одного
запомнили. Кажется, это был отец Климентий.

Продолжение следует.

Юрий ТАТАРЕНКО.

Метки: #история, #православие