Человек и общеcтво

Старожилы вспоминают катастрофу на станции в 1987 году

95

Это было в ночь на 7 августа 1987 года на станции Каменской. Горожане постарше хорошо помнят, что несколько дней и ночей все силы, все ресурсы были брошены туда – на ликвидацию последствий крупной железнодорожной катастрофы. Вот только бесстрастно рассказывать об этом не могут, потому что последствия были поистине ужасны.
Путь грузового состава № 2035, перевозившего зерно, был, пожалуй, стандартным до станции Лихой, где меняли локомотив. Тут и произошло непредвиденное: помощнику машиниста сдающей бригады не удалось закрыть концевой кран тормозной системы со стороны первого вагона, он перекрыл кран между 6-м и 7-м вагонами, но не сообщил об этом принимающей бригаде. Осмотр состава провели скомканно, в спешке, и состав весом в 5,5 тысяч тонн отправился со станции с неисправной тормозной системой.
За невнимательностью железнодорожников последовала целая цепочка событий, ставших роковыми. Машинист, как и предписывала инструкция, произвел проверку тормозов. Он заметил, что тормозной путь был больше нормативного, но посчитал это особенностью тяжелого состава. Он понял, что тормозная система неисправна, слишком поздно – когда начался спуск, и до последнего старался сбавить скорость.
Получив сообщение от бригады злосчастного поезда, дежурная по станции Каменской приняла решение пропустить пассажирский поезд сообщением «Ростов-Москва» без остановки. Согласно официальной версии, свободных путей в тот момент не было. План был не так уж плох, но опять вмешались непредвиденные обстоятельства. Из-за ошибки помощника машиниста потерявшего управление состава был какое-то время засорен радиоэфир, с бригадой пассажирского поезда связались, когда они уже успели остановить состав. Последний шанс что-то исправить – и поезд тронулся, но один из проводников сорвал стоп-кран…
Поезд № 2035 ворвался на станцию на скорости около 140 км/ч в 1.31. На стрелочном переводе произошел разрыв сцепки. Второй вагон сошел с рельсов, а налетевшие на него остальные вагоны образовали завал. Локомотив с одним вагоном смял два хвостовых вагона поезда № 335 и повредил третий. Большинство пассажиров уничтоженных вагонов погибли, даже не успев проснуться.
С момента столкновения до восстановления движения (это произошло днем 10 августа) участники ликвидации последствий катастрофы были в пекле – и в прямом, и в переносном смысле. Практически без сна и отдыха работали руководители оперативного штаба, медики, железнодорожники, военнослужащие, рабочие и студенческие отряды. Говорят, солдатам, извлекавшим останки из смятых вагонов, перед началом работ давали по стакану водки – иначе невозможно было справиться с эмоциями. Очень тяжело в моральном плане было с родственниками, приехавшими на опознание погибших. Был, правда, и счастливый случай: люди не нашли среди погибших своих детей, а вскоре молодая пара сама вышла на связь. Оказалось, что они приняли приглашение новых друзей и сошли с поезда несколькими станциями раньше.
Всего в результате катастрофы погибло 106 человек, личности нескольких так и не были установлены. Еще один человек – электромонтер – погиб при ликвидации последствий. 114 человек получили травмы. Материальные потери составили примерно полтора миллиона рублей.
В ходе следствия в качестве виновных рассматривались многие. Тем не менее, правоохранительные органы установили, что машинист грузового поезда до последнего пытался предотвратить катастрофу. И машинист, и помощник получили травмы. Проводник, сорвавший стоп-кран, действовал по инструкции, не зная об опасности. На скамью подсудимых попали осмотрщики вагонов.
Старожилы полагают, что в этом деле не все так просто. Есть версия, что свободный путь все же был – в непосредственной близости от вагонов с продукцией химического предприятия. От промчавшейся рядом многотонной махины мог произойти взрыв, который уничтожил бы все живое на километры вокруг. Именно поэтому на станции решили, как бы ужасно это ни звучало, рискнуть и пустить состав на путь, занятый пассажирским поездом. Как бы то ни было, следствие пришло к выводу, что железнодорожники станции Каменской сделали все, что было в их силах, и в произошедшем нет их вины.
Прошло больше 30 лет. Исцелили ли годы боль тех, кто потерял близких? Об этом можно судить на примере одной семьи. Среди погибших пассажиров поезда № 335 были жена и дочь актера Игоря Ливанова, который тогда жил в Ростове. Близкие актера говорят, что он обвинял себя в том, что отпустил их навестить родственников, вспоминал, что дочь поехала к бабушке нехотя, много времени проводил на могилах родных. Позже по совету брата Игорь Ливанов переехал в Москву. В 2016 году в одной телепередаче его спросили, что делать, чтобы продолжать жить после такой потери. Он сказал: «Не спрашивайте меня…»

Метки: #дата, #история