Пять лет назад, в августе 2019 года, в канун Дня железнодорожника, на Лиховском железнодорожном узле состоялось торжественное мероприятие по случаю открытия Зала боевой и трудовой славы. Почётными гостями праздника стали заместитель главного инженера СКЖД В. П. Королёв, начальник железнодорожной станции Лихая А. А. Гончаров, начальник подразделения по сохранению исторического наследия на СКЖД В. В. Бураков.
Хранителем музейных комнат стал Б. И. Парамоненко — продолжатель славной династии железнодорожников, которая ведёт свою историю еще с царского времени.
К сожалению, два года назад Борис Иванович ушёл из жизни, но дело его живёт. Сейчас зал в надежных руках Александра Анатольевича Худякова — ветерана железнодорожной сферы. После окончания Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта в 1986 году он по распределению был направлен в локомотивное депо Лихая, где проработал по 2019 год, пройдя путь до главного инженера.
Рука об руку с ним трудится Степан Филиппович Дедюгин — председатель узлового совета ветеранов. Одним из примечательных фактов его биографии является то, что он родился на Байкале, трудился главным кондуктором на строительстве БАМа.
Там же познакомился с будущей супругой, которая была родом из Лихой. На каменскую землю молодые люди вернулись уже женихом и невестой, здесь же сыграли свадьбу, здесь и живут по сей день.
Зал истории боевой и трудовой славы получил имя одного из начальников Лиховского отделения, почетного железнодорожника, кавалера ордена Трудового красного знамени — Ивана Григорьевича Семенкова, который возглавлял подразделение с 1962 по 1972 годы. Под его руководством Лиховское отделение неоднократно занимало первые места в сетевом соревновании железных дорог. Иван Григорьевич много внимания уделял приведению в образцовое состояние хозяйства отделения дороги, повышению производительности труда, а также благоустройству посёлка Лиховского и линейных станций. Он активно участвовал в общественной жизни отделения, постоянно общался с коллективами предприятий, чутко и внимательно относился к нуждам и запросам железнодорожников. При этом, по воспоминаниям старожилов, сам был скромен, требователен к себе и подчинённым. По инициативе Ивана Григорьевича было заасфальтировано более 350 тысяч квадратных метров дорог и тротуаров, улиц, аллей, парков и площадей. Началось массовое озеленение Лиховского. При Семенкове начата застройка жилых домов в районе Старых Черемушек. В честь двадцатилетия Победы в Великой Отечественной войне спроектирован и заложен парк Победы, сооружены комплексы мемориальных памятников, построен плавательный бассейн. По его инициативе проведена артезианская вода из Гуково в Лихую. В память об Иване Григорьевиче Семенкове по инициативе общественных организаций микрорайона Лиховского, решением Каменск-Шахтинской городской думы в 2005 году в его честь назван переулок. Также в микрорайоне увековечена память ещё одного почётного железнодорожника, имя которого носит улица Бабичева.
Коллекция, собранная воедино и хранящая историю стальных артерий страны, существует с 2001 года. Весной 2018 года на одной из встреч трудовых коллективов предприятий Лиховского железнодорожного узла с руководством СКЖД было принято решение создать настоящий мини-музей, где можно было бы ознакомиться с основными вехами развития станции, увидеть воочию железнодорожные устройства, которые использовались в работе в ХIХ – ХХ вв. Руководство СКЖД выделило около двух миллионов рублей на эти цели. Буквально за два месяца был сделан ремонт, бригады трудились даже ночью, чтобы успеть ко Дню железнодорожника.
В четырёх комнатах общей площадью в девяносто квадратных метров собрана большая коллекция фотографий бывших руководителей отделений и ветеранов железнодорожного узла. Снимки были заново отреставрированы и восстановлены, ведь многие из них за десятилетия потёрлись и облупились. Уникальным экспонатом можно назвать одну из дореволюционных фотографий, где запечатлены первые работники паровозного депо Лихая после его создания.
Много стендов уделено военному времени. Фото зенитного полка, состоявшего из одних девушек, — именно они охраняли небо над Лихой. Полная коллекция железнодорожных осветительных приборов: свечной фонарь и его преемники – хвостовой, керосиновый и электрический аккумуляторный и сигнальный фонари. Фрагменты рельсов 1870 года с клеймом немецкого концерна Круппа, форма железнодорожных работников прошлых лет, уникальные документы и атрибутика. Также среди экспонатов – путейская дрезина, устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, связи, локомотивного и других хозяйств, учрежденческая ручная телефонная станция 1935 года и много другое.
Пять лет назад в честь открытия зала истории коллеги лиховчан с Миллеровской дистанции пути передали в дар музейной комнате несколько уникальных экспонатов. Фонарь, который использовался водолазами для строительства подводной части железнодорожного моста через реку Северский Донец во время его восстановления в период Великой Отечественной войны, старинный шаблон путейцев для измерения колеи, папка, содержащая этапы строительства направления «Лихая-Сталинград», трудовая книжка начальника Белокалитвинской дистанции пути И. А. Чалова и его фото.
Сегодня самыми любопытными и благодарными посетителями музейных комнат остаются ветераны и пенсионеры-железнодорожники, а также школьники, студенты, детсадовцы. Здесь не только можно посмотреть фильм с хрониками истории микрорайона, но и примерить каски и фуражки, попробовать «соединить» с помощью коммутатора важные железнодорожные структурные подразделения и даже ударить в колокол. Кстати, этот экспонат был установлен здесь в день открытия. Колокол был отлит идентично тем, которые столетие назад возвещали об отправлении поезда в путь.
Помимо сохранения свидетелей прошлого, уже ушедших в историю, Александр Анатольевич Худяков и его коллеги сейчас ведут работу по увековечиванию памяти героев СВО микрорайона Лиховского. Для этого уже начаты переговоры с предпринимателями, администрацией города и микрорайона. Идея заключается в возведении в парке Победы микрорайона Лиховского монумента в честь современного защитника нашей родной земли от фашизма.
Анна Бабинцева. Фото автора.