«Привет. Неудобно обращаться с таким вопросом. Есть возможность занять 57000 на карту буквально на 1-2 часа?» — такое сообщение на днях люди получили от меня через мессенджер «Вотсап», в то время как я не пользовалась телефоном и не выходила в Интернет.
За меня это сделал кто-то посторонний: подключился к моему аккаунту и стал рассылать одно и то же сообщение всем, с кем я переписывалась или созванивалась через мессенджер, начиная от самых свежих чатов. Действовали очень быстро, скорее всего, прибегнув к помощи некой программы. О взломе я узнала от знакомых, которые поспешили позвонить. Войдя в «Вотсап», я увидела, что чаты живут своей жизнью, прервала «левую» сессию с неизвестного устройства и, чтобы уж наверняка, удалила приложение, а затем поставила новое.
Как отреагировали родные, коллеги и знакомые на сообщение? Большинство поняли, что происходит что-то подозрительное, о чем сообщали мне лично или через общих знакомых. Родные оказались самыми застрахованными, так как слишком хорошо знают мои личные и финансовые обстоятельства, чтобы поверить сообщению.
Но были и те, кто не заподозрил, что общается с мошенниками. Кто-то отписался, что суммой не располагает, кто-то даже извинился, что выручить не может, кто-то стал уточнять, каким способом перевести мне деньги. К счастью, до реального перевода средств не дошло, чему я очень рада.
Одна женщина, с которой мы обменялись парой сообщений по своим служебным обязанностям, позвонила, чтобы возмутиться тем, что я прошу денег у практически не знакомого человека… Но как бы то ни было, она выполнила главное правило действий в таких случаях – никому ничего не переводить, не перепроверив информацию.
Впрочем, мошенники преследовали не только цель выманить деньги у доверчивых граждан. За 20 минут мне пришли СМС-сообщения от 32 разных Интернет-сервисов, с каждого от одного до восьми штук. Их присылали онлайн-площадки, предлагающие товары и услуги всех видов – от торговли шинами до федеральной сети фитнес-клубов. Все сообщения содержали одноразовые коды для регистрации и (или) входа в личный кабинет. Полагаю, мошенники надеялись чем-то поживиться при наличии у жертвы, то есть у меня, учетных записей на этих сайтах. Возможно, пытались получить данные о привязанных к аккаунтам банковских картах. Действовали явно наобум, так как и от автомобилей и – стыдно признаться, но факт – от фитнеса я очень далека.
Самое неприятное – мошенники пытались получить кредиты. В приложении банка, клиентом которого я являюсь, появились одноразовые коды для продолжения заполнения заявки на кредит. Вот так за каких-то 15-20 минут я, сама того не ведая, могла бы не только стать покупателем шин, но еще и взять кредит.
Какие выводы можно сделать из этой истории? Своё владение цифровыми технологиями прокачивают все и мошенники тоже. Всем, кто пользуется мессенджерами, нужно знать правила онлайн-безопасности.
Подготовила Ольга ГАЙВОРОНСКАЯ.
Основные правила безопасного пользования мессенджером
Установите антивирус. Уязвимостей хватает в любой операционной системе. Антивирус послужит дополнительной перестраховкой.
Не переходите по ссылкам. Особенно часто вирусы распространяют через просьбы проголосовать в онлайн-конкурсах.
Даже если вас просит очень близкий человек, которого вы вроде знаете. Лучше просто проигнорировать просьбу.
Задавайте проверочные вопросы. Если вам пишет друг или родственник с просьбой перевести деньги, спросите его о чем-то личном, что вы не обсуждали в переписке. Можно использовать старый трюк: спросите собеседника о здоровье родственника или питомца, которого никогда не было. Если друг настоящий, он ответит, что таких родных или животных у него нет.
Используйте контакты. Если от имени близкого друга пришла просьба срочно помочь деньгами, позвоните жене, брату, матери этого друга. Возможно, ваш друг мирно ужинает с родными, а не лежит в больнице после ДТП, как вам написали.
Узнайте, как работает двухфакторная авторизация в «Вотсап». Пользоваться этой опцией нравится не всем абонентам, но задачу для мошенников она сильно усложняет.