Человек и общеcтво

КАМЕНСКИЕ ИНСПЕКТОРЫ СОРОК ЛЕТ НА СТРАЖЕ ВОДНЫХ ДОРОГ

149


Необходимость помогать людям в освоении водных просторов и не допускать трагедий привели к развитию спасательного дела.

Наша страна располагает сорока тысячами километров морских побережий, почти тремя миллионами малых и больших рек и около двух миллионов озер и прудов, к которым с развитием технологий добавляются искусственные водоемы, гидротехнические сооружения и мелиоративные системы.

Также в функции службы входит контроль за маломерными судами и их эксплуатацией, надзор за базами стоянок для маломерных судов, пляжами, переправами, охрана не только жизни людей, но и окружающей среды.
Учреждена эта инспекция была уже на закате истории СССР, в 1984 году, когда вышло соответствующее постановление Совета министров РСФСР. Спустя два десятка лет, в 2004 году, ГИМС перешла в подчинение Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, в составе которого существует и по сей день. В 2005 году были созданы центры ГИМС МЧС России по субъектам нашей страны.


Каменское инспекторское отделение Центра государственной инспекции по маломерным судам главного управления МЧС России по Ростовской области охватывает сотни квадратных километров — от реки Деркул, притока Северского Донца, берущего начало в городе Донецке ДНР, до гидроузла №7, расположенного в Белокалитвинском районе. Кроме того, в ведении инспекторов водных дорог — водохранилища, карьеры и реки Тарасовского района, Миллерово, Красного Сулина, Зверево и Гуково. Конечно, в территорию обслуживания входят город Каменск Шахтинский и Каменский район.
Недавно к зоне ответственности присоединилась территория Луганска, которую курируют каменчане. Вместе с этим возрос объем работы по снятию с учета
судов в сопредельном государстве, переводу документов на русский язык и другим нюансам.


А вот коммерческие суда ГИМС не курирует.

В документации даже ставится пометка «Судно не будет использоваться в коммерческих целях». К тому же в последние годы, к сожалению, пускать в наших краях пассажирские катера трудно: изменился фарватер реки, рельеф дна, появилось много отмелей.

Функций становится всё больше

Инспекторов по маломерным судам недаром называют «полицией на воде». Практически вся работа в каменской инспекции ведется совместно с поисково-спасательным подразделением,
с которым они делят территорию базирования, обеспечивают безопасность на воде, выезжают на
специальные профилактические мероприятия, патрулируют береговую зону.

В зоне их ответственности — 4685 зарегистрированных судов.


Это не только маломерные суда и гидроциклы, но и вёсельные гребные лодки, зафиксированные еще в советские времена, байдарки и каноэ гребной базы спортивной школы, которые также проходят освидетельствование, специальный транспорт спасателей на воде. На контроле —
и маломерные суда общества судоводителей или, как привыкли именовать каменчане, лодочной
станции, соблюдение журнала выхода на воду и многое другое.
Сегодня процедура регистрации маломерных судов стала удобной, быстрой и доступной благодаря нововведению — возможности подачи заявки в электронном виде через портал госуслуг. Также там предусмотрена аттестация на получение удостоверения на управление маломерным судном.
Будущему судоводителю достаточно указать категории, которые он хочет использовать, тип судна
и район плавания — внутренние водные пути или территориальное море Российской Федерации.
Ранее предусматривалось специальное обучение в ДУКе, получение свидетельства об окончании,
но сейчас это требование упразднено. Поэтому человек проходит самоподготовку и обращается в ГИМС непосредственно перед экзаменом. Аттестация на получение прав управления включает в себя теоретическую часть, состоящую из билетов, подобранных случайным образом, и практику. Нужно знать не только тонкости управления судном, но и нюансы, касающиеся административных правонарушений, оказания первой медицинской помощи и многое другое.

После успешной сдачи теории судоводитель допускается к воде.
Для этого инспекторы выставляют буйки и другие атрибуты, а главным помощником в экзаменации каждый раз выступает Гоша — так душевно прозвали манекен, который имитирует человека за бортом. Для получения прав важно продемонстрировать умение правильно подвести судно к утопающему и спасти его.


Конечно, лето — самая насыщенная пора для инспекторов. Прежде всего, это декларация пляжей
перед купальным сезоном — сейчас на территории обслуживания Каменского инспекторского отделения их тринадцать. Это и профилактическая работа в детских оздоровительных лагерях, со школьниками и детсадовцами. Нередко экскурсии проводятся прямо на территории базы ГИМС, где юные каменчане с удовольствием знакомятся с оборудованием, спасательной атрибутикой, забрасывают круги «утопающим». Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних
ведется патрулирование необорудованных пляжей,
беседы с ребятами и их родителями.
Хоть лето и самая «горячая» пора для инспекторов, это не значит, что в зимний сезон они
бездействуют. Профилактика выхода на тонкий лед, консервация маломерных судов, разъяснительная работа посредством печатной прессы, объявлений на центральном рынке и по радио — словом, отдыхать некогда даже в морозы.


Весь этот немалый объем работ выполняет сработавшийся, грамотный и, безусловно, дружный
коллектив Каменского инспекторского отделения, штат которого предполагает капитана-моториста, водителя и четырех инспекторов.

В этом году отделение возглавил старший государственный инспектор С. В. Ивакин. В прошлом — военный в отставке, в ГИМС Сергей Владимирович проработал уже семь лет.

— Можно сказать, что служба в Вооруженных силах, приучившая к дисциплине и ответственности, стала хорошей основой для работы в инспекции, — поясняет он. — Я пришел попробовать — и остался, полюбил эту работу за возможность в любой момент прийти на помощь людям.


С 2011 года в Каменском отделении работает госинспектор первого класса Оксана Александровна Вахонина, в прошлом —тоже военнослужащая. Начинала с ведения регистрационной деятельности, работы с налоговой службой. Сейчас, как и все инспекторы, стала настоящим «универсальным солдатом» — вникла, освоила все новые программы, обновления регистрационной и аттестационной деятельности, всесторонне изучила методы профилактики, регулярно повышая свою квалификацию.

— До работы здесь я даже не подозревала, насколько развито и востребовано водное дело в наших краях, — говорит Оксана Александровна. — Мне очень интересно трудиться в ГИМС,
доносить информацию до судоводителей, делиться новшествами регламентов.


В силу обстоятельств сейчас штат каменской инспекции укомплектован не полностью. Здесь будут рады водителю патрульного автомобиля первой категории и инспекторам по маломерным судам. Главное — желание работать, констатирует руководитель, а в тонкости профессии опытные сотрудники посвятят в процессе.

Это интересно

Поделились работники ГИМС и своими интересными наблюдениями за пристрастием каменчан к водной стихии. Моторные судна стали покупать меньше, поскольку их стоимость соизмерима с ценой автомобиля, сказалось и введение санкций. Зато наши земляки с энтузиазмом осваивают альтернативные плавсредства.
К сожалению, не всегда удается призвать людей к порядку.
Есть любители сапбордов, нередко курсирующие по течению, которые абсолютно игнорируют
требования безопасности: выходят на середину реки без жилета, не используют специальное
крепление. Немало хлопот и беспокойства инспекторам доставляют владельцы резиновых
лодок до 200 килограммов с мотором, не превышающим 9,9 лошадиных сил — они не обязательны к регистрации
, поэтому и зачастую не соблюдают элементарных правил безопасности и игнорируют замечания представителей ведомства. Когда профилактические беседы и человеческие разговоры не действуют, в ход идет административный кодекс, который един для всех.


И все же основная масса — законопослушные. Так, есть семьи, которые сплавляются на специально оборудованных плотах по определенному маршруту, причём занимает такое путешествие не одну неделю. Кстати, им необходимо преодолеть шлюзы, для чего на гидроузел заранее подается заявка, согласовывается время прохода — всё это под пристальным контролем инспекторов. Есть семья, которая практиковала такой вид досуга, как поход на байдарках. И они также загодя ставят в известность представителей ГИМС.
— Вода — это стихия, она влечет, — рассуждает С. В. Ивакин. — И есть те, кто не мыслит
своей жизни без неё. Но главное — помнить, что только вы в ответе за свою безопасность, и
пренебрегать её требованиями — значит, подвергать себя большому риску. Поэтому мы призываем всех отдыхающих, рыбаков, судоводителей к соблюдению порядка на водных объектах

Анна БАБИНЦЕВА.
Фото из архива Каменского
отделения ГИМС

Метки: #безопасность, #знай_наших, #это_интересно