Культура

Египетский мозаичист поделился с каменчанами секретами древнего искусства

Не каждому под силу подчинить своей творческой воле россыпь разноцветных фрагментов и заставить стекло, мозаику и смальту «рисовать» красочные выразительные картины. Мозаичисту (так называются художники, овладевшие искусством мозаики), прибывшему в наш город из Египта, это удаётся великолепно.

«Россия — яркая, красивая и тихая»

Мина Вахба родом из Александрии — города на побережье Средиземного моря. В России, а именно в Ростове-на-Дону, он живёт уже шесть лет. Его работы украшают интерьеры и разнообразят облики самых разных уголков мира — от России до Египта, от Севастополя до Ростова, от Калининграда до Мелитополя. Сейчас Мина живёт в Каменске-Шахтинском, где выполняет очередное творческое задание. Нашему корреспонденту удалось познакомиться и пообщаться с уникальным художником, который поделился с газетой «Труд» секретами своего мастерства.

Искусством он увлёкся ещё в семнадцать лет, а свою первую мозаику — небольшую картину «Море и маяк» — изготовил в двадцать. Эта миниатюра размером 20 на 30 сантиметров очень памятна и любима автором. Семья Мины тоже творческая: его старшие братья — художники, владеющие редким искусством мозаики, умеет рисовать и сестра.  

Как признаётся Мина, сейчас трудности в общении ушли в прошлое — он неплохо освоил русский язык, для чего пришлось долго учиться, в том числе, два года в Донском государственном техническом университете. Успел художник из Египта проникнуться и русской культурой. Так, его весьма впечатлила картина «Танец среди мечей», хранящаяся в Санкт-Петербурге в музее флорентийской мозаики. И, конечно, не могла не заинтересовать одна из достопримечательностей столицы Дона — стены подземных переходов в Ростове-на-Дону, выполненные в стиле советской эпохи и в деталях отражающие природу наших краев, образы шолоховских героев, освоение космоса, бои за Ростов и многое другое.  

— Я здесь, потому что хотел увидеть Россию, другие культуры и традиции, и есть возможность жить на два государства, — поясняет иностранец. А о нашей стране он отзывается в трёх эпитетах — яркая, красивая и тихая.

Посвящение музам

Если погрузиться в историю вопроса, то термин «мозаика», как считается, восходит к латинскому «musivum» и означает «посвящение музам». Орнаменты стали появляться ещё в античности на напольных покрытиях. Для их создания использовали необработанную гальку — такой способ дошёл и до наших дней. Позже в обиход вошли колотые камни и цветное стекло, благодаря чему произведения получались более натуралистичными и яркими. Как только появилась смальта — непрозрачное цветное стекло — мозаика обрела новые возможности. Мастера начали применять более мелкие фрагменты для создания картин. В стеклянные элементы добавляли примеси металла, что позволило расширить цветовую гамму.

— В специальных заведениях я не учился, освоил технологию мозаики полностью сам, — рассказывает Мина о своём творческом пути. — Каждый день изучаю что-то новое, связанное с мозаикой. Это очень старая технология, и каждый художник работает, как он считает лучше для себя. Так же и я: делаю все, что мне нравится, чтобы потом это нравилось людям.

На каждый квадратный метр уходит около двух недель очень кропотливой аккуратной работы, ведь смальта — это сырьё, требующее опредёленных навыков. Материал весьма капризный, он не прощает суеты и торопливости, а при неосторожном обращении может рассыпаться на мелкие фрагменты. Вот почему опытный исполнитель должен обладать навыками и художника, и ремесленника. Набирая мозаику для картин, панно, арт-объектов и элементов интерьера, важно соблюдать и технику безопасности. Поэтому обычно Мина создаёт будущий шедевр в мастерской, а затем, после проклейки основания, переносит его на место постоянного нахождения.

«Я не боюсь трудностей, они развивают меня»

Самой большой в его индивидуальном исполнении стала картина «Иисус» для церкви в Египте габаритами два на три метра. Два месяца Мина провел в музее-заповеднике Херсонесе на территории Севастополя, восстанавливая мозаику во Владимирском соборе.

— Восточная апсида, панно, северная и южная лестницы, реставрация граней сводов потолка и небесного сводов, — поделился художник деталями своей деятельности. — Это очень интересная, но в тоже время сложная работа. Набирать свою мозаику с нуля проще, чем реставрировать. Но я не боюсь трудностей, они развивают меня.

Ещё один интересный проект был выполнен в связке с российскими художниками. Группа из десяти человек под руководством Марины Яблонской создали в Ростове два панно на тематику Великой Отечественной войны, которую Мина вместе с ещё одним коллегой смонтировал в Мелитополе.  

И всё же излюбленной темой и источником вдохновения для египтянина была и остаётся его Родина. Тутанхамон, Гор, Царица Нефертити — все образы выполнены с филигранной точностью. Также нередко в творчестве Мины прослеживаются сказочные мотивы. Среди его работ можно встретить серию изображений про «Алису в стране чудес»: саму главную героиню и других персонажей — Кролика, Чеширского кота и Болванщика. Но самой любимой из всех он называет картину «Тигр», где изображён этот величественный хищник.

Был у Мины и опыт изготовления мозаичного портрета по фотографии. Такая работа потребовала особого старания при подгонке элементов и подборе палитры, ведь важно было добиться не просто красивого изображения, а максимальной схожести.

— Мозаика — это мир, в который я отправляюсь, чтобы ненадолго уйти в своё творческое воображение, — рассуждает художник. — Работаю по заданиям, и по вдохновению, для себя.

Пока в его творческом арсенале — лишь техника владения мозаикой, но в планах, как признался Мина, не только изучение методов, которые помогают сделать мозаичное искусство ещё более прекрасным.

— Я хотел бы научиться рисовать портреты красками и карандашом, — поделился он своими стремлениями. — Нужно развиваться, ведь искусство — это что, что требует и труда, и таланта, одно без второго не получится.

На каждой работе, вышедшей из-под его трудолюбивых рук, Мина обязательно оставляет автограф — своё имя, набранное, конечно же, в мозаике и незаметно вкраплённое в произведение. А их на Дону уже немало.

— Мозаика — это моё заблуждение и пустая трата времени, или дар, данный мне Создателем свыше, чтобы я мог сказать что-то важное людям через свои работы? — рассуждает Мина Вахба. — Я не знаю правильного ответа, сколько бы я об этом ни думал. Я просто продолжаю создавать мозаику, потому что это моя жизнь.  

Анна Бабинцева. Фото автора и из архива Мины Вахба.

Метки: #культура, #это_интересно