Еще в прошлом году мне позвонил старый приятель и попросил по-товарищески помочь
с ответом на вопрос: почему каменный вал, который стоит выше по течению реки Северский Донец перед автомобильным и железнодорожным мостами, разбирают? На тот момент
я зафиксировал два проезда через вал, сейчас, говорят, уже три. Понятно, что эти проезды –
проходы сделаны для удобства отдыхающих на турбазах и их непосредственных владельцев.
Сходу получить информацию не удалось. Каменное сооружение оказалось на границе двух участков. С западной стороны земля принадлежит городу, а с востока – РЖД. А к кому же относится сам каменный вал? Копнул в историю. Просматривая фотографии 1942 года, сделанные летчиками
Люфтваффе (вермахта), то есть фашистскими пилотами, которые можно найти в Интернете, увидел,
что каменный вал был и тогда. Какую же нагрузку он несет, зачем его построили и когда?
Железную дорогу в станице Каменской построили в 1871 году, в том числе и железнодорожный
мост через Северский Донец. Есть версия, что одновременно с мостом был насыпан (а снизу выложен камнем-дикарем) защитный вал, который, судя по всему, оберегает мост от наводнения и сильного ледохода, построен специально в этом месте. Раз это защитное сооружение, то, может, об этом что-то знают в городском штабе ГО и ЧС?
О принадлежности и функциях каменного вала ничего конкретного мне там не сообщили, однако
начальник Управления по ГО и ЧС Ю. Н. Плотников рассказал историю, которую ему поведал один из старожилов улицы Набережной. Якобы, когда строили мост, сначала подумали о том, как же ставить опоры, если технологии укладки бетона в воде тогда не было. Мосты строили на сухом месте, а затем изменяли русло реки. По свидетельству старого каменчанина, русло Донца сдвинули вправо и установили «быки», то есть опоры на высохшем русле (по другой версии – влево). Каменный вал, выходит, был построен вместе с мостом и выполнял функцию защиты от
наводнения и ледохода. Кстати, при современном строительстве моста, когда разбирали опоры,
выяснилось, что прямоугольные камни с царским гербом имеют отверстия, залитые свинцом, между камней также заливалась свинцовая подушка, которая предохраняла конструкцию от вибрации. Все продумано для долговечности и безопасности. И если бы не маленькая ошибка (на 2 см) военных мостовиков, которые в 1943 году восстановили мост за 15 дней, то мост бы простоял еще долгие годы.
Мы убедились, что в стародавние времена, если что-то строили, то очень качественно, а значит,
каменный вал построен не зря. Вот были же большие весенние паводки в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия. Да такие, что (по воспоминаниям моего старшего брата) на моторных лодках ездили по парку имени Маяковского, а вода затапливала нижние улицы в центре города вплоть до Подтелкова. Мост при этом не пострадал.
С необходимостью строительства каменного вала мы разобрались, но остается главный вопрос:
актуально ли это сооружение сейчас? К сожалению, письмо, отправленное в Миллеровскую дистанцию пути (арендует участок «ПЧ-35») осталось без ответа. Может быть, из-за неточности адреса, так как его пришлось искать через третьи руки. Ну, а может, и не хотят отвечать. Возможно, построенный мост, который является, на мой взгляд, стратегическим объектом, не обеспечен в полной мере объектами безопасности. Но это мое предположение. А пока досужие
коммерсанты из нашей городской среды разбирают каменный вал. И не только уже три проезда сделали, но и камень потихоньку куда-то вывозят. А на разборке проходов была замечена техника одной из ресурсных компаний.
Кто же обратит внимание на каменный вал и поставит окончательную точку в этом непростом
вопросе? Ломать легко, а вот строить потом – накладно.
Юрий ТАТАРЕНКО, директор – главный редактор, депутат Каменск-Шахтинской городской Думы.