Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение.
В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия «Родина» и «Отечество», что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой – социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление понятия «Родина» как ключевого, что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
Патриот – человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству, своему народу, стремящийся своим трудом принести пользу. Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Задачи патриотического воспитания молодежи: воспитание патриотических чувств; формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.
Современная социально-экономическая ситуация в России кардинально изменила проблематику патриотического воспитания молодежи. Одной из причин этого процесса является высокий уровень популярности у молодежи коллективных форм проведения досуга, которые привлекают не содержанием, а своей доступностью, демократичностью, свободой высказывания и действий. Создание коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений, клубов по интересам в учреждениях культуры позволяет вовлечь молодежь в культурно-досуговую деятельность, формируя коммуникативную среду, влияющую на патриотическое воспитание, отношение к Родине, родителям, своему народу, к новым товарищам и друзьям в условиях досуга, что повышает общую культуру личности, формирует личность молодого человека.
Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в патриотическом воспитании молодежи, приобретающем особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения; процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма; современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Однако недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются у молодежи в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т. д. Естественно, нельзя отождествлять это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при характеристике патриотизма невозможно.
Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности. Формы этой активности различны в разных сферах жизнедеятельности личности. Особенно важное значение имеет трудовая деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система данного общества.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность к Отечеству выступают объектами ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм рассматривается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.
Важным моментом в определении содержания патриотизма является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера. Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать. Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина.
Учитывая вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Подготовил А. А. Карих, старший инспектор ОПДН Лиховского ЛО МВД России на транспорте старший лейтенант полиции.