Каменчане средних лет, конечно, помнят, что сдача стеклотары была обычной частью повседневной жизни. Был даже период, когда чтобы купить молочные или газированные напитки, требовалось сдать определенное количество пустых бутылок. Сейчас стеклотару сдают немногие. Конечно, кефиры-ряженки и тем более газировку в стекле почти не продают – это факт. Но и когда ненужная стеклотара всё же остаётся, сдавать её никто не спешит.
В этом свете очень большой интерес вызвало сообщение о том, что пункты приёма стекла планируется возродить сначала в Новочеркасске, а затем в Аксае и Ростове. Комплекс по переработке железобетона, песчано-щебеночных смесей и стекла должен заработать уже весной будущего года на базе Новочеркасского индустриального парка.
Как прокомментировала директор по развитию ГК «Промышленный индустриальный центр» Елена Пелецкая, объёмы вторсырья для последующей переработки сейчас учитываются в килограммах или тоннах. Интерес представляет не изделие как таковое, а стеклобой.
— Опыт советских времён, можно сказать, был идеален. Однако с учётом всех обстоятельств многое кардинально поменялось. Сбор вторсырья у населения, безусловно, даст определённую долю. Но заготовители не смогут получить необходимый объём только лишь от жителей, поэтому рассматривается возможность взаимодействия с крупными промышленными предприятиями, например, по производству стеклопакетов, а также ретейлерами, – пояснила Е. В. Пелецкая.
О том, что переработке стекла хотят придать новый, современный вид, говорит и подписание заместителем губернатора Ростовской области Игорем Сорокиным соглашения о развитии комплекса в Новочеркасске. Продукция завода будет использоваться при строительстве зданий, сооружений и дорог, современных футбольных полей с искусственным травяным покрытием, детских игровых площадок и многих других изделий. Что касается стекла, то в планах производство жгутов, стеклотканей, стекломатов, стеклофибры, стеклосетки и т. д.
Очевидно, ставку делают на работу с промышленными предприятиями, но со временем и сдача обычных бытовых банок и бутылок тоже может вернуться, особенно, если жители Дона увидят наконец переработку стекла в действии.
Плюсы переработки стекла:
Сокращение размера полигонов. Изделия из стекла использует в различных сферах жизни – в результате такие отходы занимают 7% мусорной корзины россиянина. За год в стране образуется более 150 тысяч тонн.
Экономия сырья. Для переработки стекла нужно меньше ресурсов, чем для изготовления нового. Стеклянные изделия получают из известняка, кальцинированной соды и песка, а также других компонентов. Их запасы велики, но во время добычи тратится энергия, изменяется природный ландшафт, а также загрязняется окружающая среда. Переработка тонны стекла позволяет сэкономить 650 кг песка, 186 кг соды и 200 кг извести.
Экономия энергии. Переработка требует на 25% меньше энергозатрат, чем производство с нуля, потому что для переплавления нужны не такие высокие температуры, как для создания нового изделия.
Снижение травмоопасности. Выброшенная стеклянная бутылка может разбиться – осколки опасны как для людей, так и для животных. Кроме того, они осложняют жизнь растениям, мешая им нормально расти в загрязнённой битым стеклом почве.
Факты о переработке стекла
Переработке подлежат стеклотара (бой) бесцветная, без следов бумаги или клея. Зеленое и коричневое стекло также перерабатывают, но чаще принимают как бой. То же относится и к бутылкам и банкам редкой, нестандартной формы.
Не подлежат переработке зеркала, лампочки, транспортные стёкла, сервировочная посуда, очки, хрусталь.
Стекло можно перерабатывать неограниченное количество раз. Очищенная крошка переплавляется, после чего из неё делают такие товары, как тара, стекловата, пеностекло, стекловолокно, плитка из стекла, стекловолоконная черепица, изоляторы для электротехнической продукции.
Инженеры-химики предлагают использовать частицы стекла в качестве наполнителя битумной основы в состав антикоррозионного средства, предназначенного для предохранения нефтегазового оборудования отделки и восстановления поверхностей дна и колёсных арок кузова легковых машин.