Человек и общеcтво

О профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде

Привитие системы нравственных ценностей, формирование тёплых, дружеских межнациональных отношений на Дону, уважительное доброжелательное отношение к окружающим нас людям должно закладываться в человеке с детства. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно юное поколение является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных групп. Частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности лёгкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.

В. А. Цыганова

О том, какая работа, направленная на профилактику терроризма и экстремизма в молодёжной среде, ведется в каменских школах, рассказала начальник отдела образования администрации города Каменска-Шахтинского В. А. Цыганова.

— Валерия Андреевна, расскажите, какая профилактическая работа организована в образовательных учреждениях с юным поколением каменчан?

— Мероприятия по профилактике распространения идей терроризма и экстремизма в муниципальных бюджетных общеобразовательных организациях проводятся на основании плана реализации на территории города мероприятий «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы». Среди школьников проводится систематическая профилактическая работа, основная цель которой — показать, какую опасность и разрушительную силу несет в себе терроризм, а также привить детям любовь к Родине и желание приносить пользу своей стране, а не наоборот, как пропагандируют приверженцы течений экстремистского толка. В 2023- 2024 учебном году проводятся мероприятия, направленные на неприятие идеологии терроризма. В частности, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом, воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на привитие детям и молодежи традиционных российских духовно-нравственных ценностей, мероприятия по блокированию, пресечению распространения в сети Интернет террористических материалов.

— Проводились ли какие-то масштабные учения?

— Да, с целью отработки способов защиты персонала и обучающихся от угроз при совершении террористического акта с 29 по 30 августа этого года в городе было организовано и успешно проведено всероссийское учение по антитеррористической защищенности образовательных учреждений Каменска-Шахтинского, в котором приняли участие все школы города, детские сады и организации дополнительного образования.

— Какими именно мероприятиями были охвачены школьники, есть ли среди них особо запомнившиеся?

— Стали традиционными классные часы с использованием интерактивных технологий на темы: «Профилактика терроризма в молодежной среде», «Терроризм – угроза обществу», «Наша безопасность в наших руках», выставки книг и газетных статей «Дорога к миру», общешкольные линейки, посвященные памяти жертв терактов в Беслане, Волгодонске, Москве, Санкт-Петербурге, городской митинг, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В этом учебном году общеобразовательные организации также приняли участие во Всероссийской акции ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Для чего я помню третье сентября». Особый интерес у школьников вызывают конкурс рисунков «Я рисую мир», где каждый может проявить фантазию и креативное мышление, мастер-классы по изготовлению бумажных голубей «Белый голубь – символ мира», оформление тематических стендов с целью наглядной профилактической агитации, распространение памяток среди жителей города по противодействию экстремизму, терроризму.

— Как ведётся информационная пропаганда?

— Организован выпуск и распространение для всех участников образовательного процесса информационных материалов, направленных на формирование неприятия идеологии терроризма и экстремизма, воспитание культуры толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания, ориентированных на разные возрастные группы детей и молодежи. Обширно используются методические материалы, разработанные Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, национальным антитеррористическим комитетом.

— Россия — многонациональная страна, и дети с юных лет должны жить с пониманием единства наших народов. Какая работа ведется в этом направлении?

— Действительно, это одно из важных направлений деятельности, включающее в себя про ведение тематических занятий, направленных на формирование уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур народов Российской Федерации, их традиций и ценностей, профилактику проявлений ксенофобии и укрепление толерантности. Наши общеобразовательные организации ежегодно проводят мероприятия в рамках Дней толерантности, целью которых является формирование системы гражданского этнокультурного воспитания, укрепление национально-гражданской идентичности посредством массового вовлечения обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и национальных традиций. Кроме этого, проводятся классные часы «Многонациональный Дон», «Моя дружная семья», «Родители – дети, Дети — родители», выставки в школьных библиотеках, конкурсы рисунков, фотографий.

— Президентом В. В. Путиным был утвержден «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы». Как он реализуется в каменских школах?

— Отмечу, что все перечисленные мероприятия проходили в рамках этого плана. Кроме этого, в городе был организован месячник оборонно-массовой работы, в рамках которого прошли всероссийская акция «Добрая суббота», «Урок мужества. Подвиг блокадного Ленинграда», акция «Блокадный хлеб», возложение цветов к мемориалу Воинской славы и памятнику героям-пионерам, посвященное освобождению города Каменска-Шахтинского от немецко-фашистских захватчиков, к мемориалу воинам-интернационалистам. Прошли уроки мужества «День освобождения города Каменска-Шахтинского от немецко-фашистских захватчиков», «День освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков», «Освобождение Сталинграда», встреча с представителями казачества «Есть такая профессия – Родину защищать», уроки памяти, посвященные Международному дню Холокоста, и другие мероприятия. Охват мероприятиями месячника составил более восьми тысяч обучающихся.

— С представителями каких организаций и подразделений взаимодействуют школы, ведя профилактическую работу?

— Во всех общеобразовательных организациях города согласно утвержденному отделом образования графику проводятся Дни большой профилактики. В такие дни школы посещают представители церкви, правоохранительных органов, в том числе отделения по делам несовершеннолетних, прокуратуры, федеральной службы исполнения наказаний, МЧС, медицинских учреждений, общественных организаций, которые отвечают на все вопросы детей и педагогов, а также читают мини-лекции по заданной тематике и участвуют в индивидуальной профилактической работе с ребятами и проблемными семьями.

— Как контролируется Интернет-контент, используемый в образовательных учреждениях?

— С целью обеспечения эффективности мер по созданию организационных механизмов блокирования информационных каналов, причиняющих вред развитию и здоровью детей, в городских образовательных организациях на всех компьютерах, используемых в учебном процессе и подключенных к сети Интернет, установлено программное обеспечение для осуществления контент-фильтрации. В каждой образовательной организации приказом руководителя назначены ответственные за мониторинг в сети Интернет и работу данного программного обеспечения.

— Какие школьные предметы позволяют вести пропаганду противодействия экстремизму и терроризму?

— Во всех общеобразовательных организациях преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Курс объемом один час в неделю преподается обучающимся четвёртых классов. Важная работа по основам правовых знаний по противодействию расизму, нетерпимости, экстремизму и терроризму проходят на уроках истории и обществознания в 5-11 классах под руководством учителей.

— Удается ли охватить этой работой родителей юных каменчан?

— Обязательно! Проведение родительских собраний по данной теме – неотъемлемая часть этого важного направления работы в воспитательной системе каждой школы. Родительские уголки, фотовыставки помогают информировать родителей о проведённой работе, привлечь родителей к активному участию.

Вся необходимая информация размещается на официальных сайтах общеобразовательных организаций, а также на страницах в социальных сетях.

Принятые в данном направлении меры позволяют обеспечить эффективную работу, направленную на профилактику терроризма и экстремизма в подростковой и молодежной среде.

— Спасибо за разъяснения!

Фото предоставлены отделом образования администрации города.

Читайте также: Антитеррористическая комиссия: У опасности — три цвета , Цель терроризма — посеять страх и вражду и Как не стать жертвой террористов

Метки: #актуально, #безопасность, #на_заметку, #официально, #социум, #это_интересно