У православных христиан 28 ноября начался Рождественский пост. Из названия очевидно, что посвящён светлому празднику Рождества Христова и готовит верующих к этому радостному событию. В чём смысл поста? В чём ограничивают себя христиане? Об этом и не только нам рассказал настоятель Свято-Троицкого храма иерей Евгений Осяк. Ему слово.
— Всем христианам было положено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней довольно давно — на соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле. Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Святитель Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства при мысли о том, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост — не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Во время Рождественского поста по церковному монастырскому уставу (Типикону) следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молоко и т. д.). В среду и пятницу — строгий пост (овощи, фрукты, хлеб). В понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыба, грибы, крупы с растительным маслом и т. п. Вышеперечисленные правила — это строгий устав, принятый в монастырях. Миряне, как правило, постятся мягче. Например, традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2 по 6 января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2 по 6 января).
В сочельник — самый строгий пост, сухоядение. Существует традиция — ничего не есть до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами. При этом все готовящиеся причаститься на ночной Рождественской литургии ничего не едят за несколько часов до литургии.
Все вопросы и изменения в посте носят во многом индивидуальный характер. Христианин в зависимости от своих жизненных обстоятельств и по совету духовника может определить, что для него в настоящий момент будет являться постом — «пустая» гречка или доеденная за ребенком каша на молоке.
Фото предоставил иерей Евгений Осяк.