На этой неделе, 8 декабря, отмечается Международный день художника. В преддверии этой даты мы хотим познакомить вас с двумя каменчанами, которые нашли своё призвание в искусстве. Один из них — уже состоявшийся дипломированный мастер, другой находится лишь на старте своего творческого пути.
«Художник многогранен в своих возможностях»
Гамлет Папоян сейчас живёт и реализует свой творческий потенциал в Москве, но 32-й день рождения в конце ноября встречал на малой родине, в Каменске. Здесь он жил с трёх лет, после того как семья переехала в наш город из солнечной Армении. Сегодня он состоявшийся художник со своим кругом заказчиков, сформировавшимся стилем и пониманием вектора развития. За годы профессионального становления пробовал себя и в преподавании, и в подготовке абитуриентов, и проведении мастер-классов, и в написании портретов, украшал частные дома и даже получал благословение на роспись храмов, на какой-то период ушел в реставрацию памятников культуры.
По его собственному признанию, сейчас он находится в процессе накапливания творчества, опыта, совершенствования качества своих работ. Но самый большой проект, которому Гамлет посвящает основное время, — участие в создании музея на своей исторической родине. Один из крупных меценатов Армении задался целью создать масштабный культурный центр, где наряду с ценностями искусства будут представлены работы современников. Над проектом трудятся двенадцать художников, приглашение увековечить своё творчество получил и Гамлет Папоян.
А зарождался творческий путь каменчанина относительно поздно — в десятом классе общеобразовательной школы. Начинал с небольших копий изображений из книг, увлекся и в выпускном классе поступил в ДШИ имени Минченкова, где попал к грамотному опытному педагогу Алексею Фёдоровичу Руденко. Осваивать азы искусства было настолько интересно, что нередко оставался сверхурочно, с энтузиазмом впитывая все теоретические знания и практические навыки. Упорного юношу заметили и посоветовали ему поступать в художественное училище имени М. Б. Грекова в Ростове-на-Дону. Приняв твёрдое решение связать свою судьбу с искусством, Гамлет с удвоенным рвением погрузился в подготовку к поступлению.
И снова будущему художнику повезло с педагогом: пройдя, хоть и не без труда, конкурсный отбор, он попал в группу к В. И. Мамонтову.
— Это была удача, сравнимая с выигрышем в лотерею, — с благодарностью вспоминает Гамлет. — Валентин Иванович — творческий наследник основоположников училища, в том числе самого Грекова, так что нам посчастливилось стать преемниками классической, академической советской школы. К тому же Мамонтов — один из немногих, кто не только в теории, но и на практике мог подойти к мольберту и, взяв карандаш или кисть, наглядно показать, как будет лучше. Творческие люди — эмоциональные, экспрессивные, а он находил подход к каждому, при этом сам оставался очень скромным человеком. Помню, ему присвоили звание «Лучший педагог юга России», он даже об этом умолчал. Мы, студенты, узнали об этой заслуге позже.
Именно в период обучения в училище начались первые выставки, конкурсы, где появилась возможность сравнить свои работы с творчеством коллег по перу. Параллельно встал вопрос о дальнейшей судьбе: продолжать учебу или погрузиться в работу? Дать на него ответ самому себе Гамлету помогла поездка в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, куда ранее поступил его товарищ. Там он своими глазами увидел работы ровесников, которые кардинально отличались подготовкой холста, манерой исполнения. Гамлет так вдохновился увиденным, что загорелся желанием поступать в академию и продолжить учебу. И тут фортуна вновь оказалась на стороне талантливого молодого художника. В условиях высочайшей конкуренции, когда на бюджетные места претендовали абитуриенты со всей России, Гамлет прошёл третьим в списке из шести десятков человек. Примечательно, что в академию поступили все три воспитанника Мамонтова. Это стало для преподавателя высокой оценкой его труда, ведь помимо конкуренции со всей страной, молодые художники соревновались за право стать студентами престижного вуза еще и друг с другом. После выпуска Гамлет остался в столице. Ему уже удалось стать автором одной из выставок в МГИМО, где были представлены работы нескольких мастеров — очень разножанровых, непохожих друг на друга.
— В Москве создана среда, которая позволяет поддерживать планку, — говорит художник. — Хочешь развиваться — нужен большой город, высокая конкуренция. Это серьёзный стимул и мотивация для роста.
В чём же он находит вдохновение в современных условиях? Гамлет убежден, что каждый художник многогранен в своих возможностях, в исполнении. Вдохновлять может всё: лица, природа, всегда есть возможность найти красивый мотив, например, городской.
— Особенно вдохновляет Родина, Армения, Кавказ, горы, — говорит художник. Из каждой поездки стараюсь привезти несколько работ. Лично я люблю реализм, но сегодня зрителю нужны не такие картины, которые словно из Третьяковской галереи. Важно показать, что она написана в нынешнее время. Идея, подход, манера, энергетика современного художника должны присутствовать, как и поиск интересных стилей, ракурсов. Ты как мастер должен всё соединить и выдать утончённый результат, картина должна взять за душу, чтобы зритель понимал, что это не измученная, а свежая, новая идея. В то же время я уверен, что если работать только по вдохновению, то за всю жизнь напишешь две-три картины. В любом деле требуется львиная доля труда и лишь один процент таланта. Каждая работа, созданная за эти годы, любима и дорога художнику по-своему.
— Когда я смотрю на свою картину, сразу вспоминаю этот день, возникают какие-то ассоциации, интересные моменты, — поясняет автор. — Но есть картины, которые трогают зрителя больше. Если на выставке около неё собираются люди, я начинаю анализировать, что за магия, чем она цепляет… Хочется, чтобы каждый художник, что бы он ни создавал для себя, для близких, для своей культуры, для своей Родины — всё делал через любовь к предкам, к сегодняшней жизни, чтобы своими картинами мог воспитать следующее поколение.
Фото из аккаунта Гамлета Папояна.