12 октября — день кадрового работника России
Проблема подбора персонала существовала во все времена, и сейчас она актуальна как никогда. С этой задачей успешно справляются сотрудники кадровых служб российских предприятий. И если производственники и другие работники различных отраслей всегда на виду, то сами кадровики нередко остаются «за кадром». Исправить эту несправедливость помогает профессиональный праздник, который отмечается в нашей стране 12 октября.
Знание социологии, юриспруденции, управления и делопроизводства, стрессоустойчивость и коммуникабельность — какими только качествами ни должен обладать современный кадровик! Марина Николаевна Ярославцева, начальник отдела кадров, труда и заработной платы ЗАО «КОМЗ-Экспорт», знает, чем живёт коллектив предприятия не понаслышке, ведь ей довелось поработать во многих производственных должностях. Придя в 2001 году на завод в качестве инженера по оборудованию, позже перешла на должность инженера по техническому надзору, трудилась секретарём, инженером-технологом, инженером по нормированию труда. Отдел кадров, труда и заработной платы Марина Николаевна возглавляет с 2017 года. В 2023 году по инициативе руководства предприятия ей было присвоено почётное звание «Слава Каменска».
М. Н. Ярославцева окончила Батайский техникум по специальности «Бухучет», получила высшее образование по специальности «Инженер-механик дорожно-строительных машин» в РГУПСе, позже без отрыва от производства прошла профессиональную переподготовку в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сейчас вместе с ней в команде трудятся два опытных кадровика, с которыми можно найти ответы на любые текущие вопросы. Инспектор Галина Анатольевна Мощенко на заводе с семнадцати лет, общий стаж её труда — около сорока лет! Старший инспектор Ольга Юрьевна Бабарыкина работает на КОМЗе с 2000 года, в отделе кадров — почти два десятилетия. На кадровом учёте у этих прекрасных дам находятся 385 человек — инженерно-технические работники, вспомогательная служба, руководство завода. Приём на работу, увольнение, ведение кадровых документов, внутренние переводы, масса отчётов и табелей рабочего времени, составление статистики, взаимодействие с городской администрацией, министерством труда — вот далеко не полный перечень обязанностей работника службы кадров. Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Бывает, что именно кадровикам приходится урегулировать возникающие конфликты и недопонимания между работниками. А работать приходится наравне и с мужским, и с женским коллективом, с любым возрастом, от начинающих стажёров до уважаемых ветеранов производства.
Да, в последние годы наблюдается тенденция к тому, что люди проще стали относиться к перемене места работы, — констатирует М. Н. Ярославцева. В условиях конкуренции, выбора, специалисты ищут себя, пробуют, приходят, уходят, порой возвращаются. Редко кто может похвастать, как раньше говорили, «единственной записью в трудовой». Особенно востребованными остаются технические специальности — те кадры, которые, как любит повторять Марина Николаевна, «решают всё». И это не просто расхожее выражение — это её глубокое убеждение. Поэтому, чтобы обеспечить предприятие этими самыми кадрами, в ход идут все средства — от обращений в Центр занятости населения до объявлений на известных Интернет-ресурсах и сообщений в местных СМИ. Словом, кадровик — это не кабинетная работа, как думают многие. Много времени приходится проводить и на территории завода, и за его пределами. Также служба кадров тесно сотрудничает с учебными заведениями, техникумами, вузами, дорожно-учебным комбинатом.
— Мы готовы даже заключать целевые соглашения, — говорит кадровик. — Обучайтесь, приходите, оставайтесь! Такая тактика оправдывает себя, ведь практиканты нередко находят здесь свою будущую профессию и место работы. Мы, в свою очередь, предлагаем человеку очень хорошие условия труда. Многие давно трудятся, не спешат покидать наше стабильное предприятие. Я считаю, это потому, что мы обеспечиваем не только такие важные аспекты, как заработная плата, охрана труда и техника безопасности, но и внутреннюю атмосферу в коллективе, отношения между работниками.
Бывают и забавные случаи, а самое увлекательное — это объяснительные записки, которые кадровики порой получают от работников в случае опоздания или прогула. Иногда это настоящие шедевры, которые можно коллекционировать, с улыбкой подтверждает Марина Николаевна. А на вопрос, что самое сложное, а что — самое приятное в её работе, отвечает так:
— Труднее всего учитывать человеческий фактор. Все люди разные, ситуации возникают на всегда однозначные. Например, пишет человек заявление на увольнение — я всегда стараюсь вникнуть, выяснить, что стало причиной. Может, есть возможность остаться, не принимать скоропалительных решений. Бывает, кто-то погонится за призрачными обещаниями и теряет у нас стабильное место работы. Но мы всегда говорим: возвращайтесь! Чтобы, даже уходя, человек сохранил приятное впечатление. А самое радостное — это когда в условиях реальной нехватки кадров мы принимаем на работу нового грамотного специалиста.
— Я хочу поздравить своих сослуживцев, коллег и ветеранов-кадровиков с нашим профессиональным праздником, — говорит М. Н. Ярославцева. — Всем желаю стабильной работы, уверенности в завтрашнем дне и мирного неба. И пусть вас окружают порядочные люди!
Фото автора.