«Областное Правление (по Особому отделению), рассмотрев представленные при надписи Окружного атамана Донецкого округа 26 марта сего года за №41 приговор каменского станичного сбора 10 марта за №70 и проект договора на предоставление купцу Ивану Михайловичу Никифорову права открыть на 15-летний со дня заключения договора срок поташный завод на его усадебном месте, находящемся в первой части станицы… Упомянутые приговор за №70 и проект договора утвердить и разрешить каменскому станичному обществу заключить с купцом Никифоровым, за его счет, нотариальный договор…»
С этого исторического документа, зафиксированного журналом областного правления Войска Донского, началась более чем вековая история Каменского стеклотарного завода. Запись датирована 2 августа 1913 года — именно с неё начала отсчет стекольная промышленность города Каменска-Шахтинского, и сегодня, спустя ровно 110 лет, АО «КСТЗ» отмечает свой очередной юбилей, вспоминая славный путь от небольшого содо-поташного заводика на берегу ручья Рыгин, на месте впадения его в реку Северский Донец, до опытного производителя широкого спектра высококачественной стеклотары для пищевой продукции.
Первое здание производственного назначения было оборудовано калильными печами, варочными цистернами, паровым котлом и кочегаркой. Изготовление стекла проводилось на основе поташа — одной из солей, известных людям еще с древних времен, представлявшей собой легкое пористое вещество. Изначально рабочие занимались переработкой растений, преимущественно это были будылья подсолнечника, свозимые со всех окрестных хуторов, в порошок, которым чистили вещи, стирали бельё. Позже, когда производственный арсенал пополнился стекловаренной печью, продукция завода пополнилась изготовлением стекла для керосиновых ламп на основе местного сырья, которое в те годы пользовалось хорошим спросом и приносило солидный постоянный доход купцу Никифорову.
Но, как и на многие развивающиеся производства, на дальнейшее становление завода повлияла Октябрьская революция и грянувшая вслед за нею гражданская война. Производство замерло почти на два десятка лет…
Практика форсированного наращивания промышленного потенциала СССР, или, как мы привыкли говорить, индустриализация, стартовавшая в 1929 году, к 1936 году добралась до пришедшего в упадок, но всё же перспективного производства стекла. Возродившийся в новом качестве, завод получил название Каменского стеклотарного и стал специализироваться на выпуске широко востребованной продукции — пол-литровой бутылки и стаканов. Потребности населения расширялись, и в начале сороковых годов прошлого века в обиход вошли трехлитровые баллоны с узким горлом, которые в народе называли «бутыль».
Но снова помешала война. Великая Отечественная вмешалась в мирный ход развития, призвав все смежные промышленные мощности встать на военные рельсы и все силы бросить на помощь фронту. Однако продукцию стеклотарного завода признали мирной и приостановили её выпуск до самой победы, хотя бутылки, которые можно было использовать для зажигательных смесей, которыми они заправлялись и использовались впоследствии в противотанковых сражениях и боях ближнего боя, оставались вполне востребованными.
И вновь, словно птица Феникс, из пепла возрождалось производство стеклянной тары на берегу ручья. Спустя год после того, как над страной отгремел салют Победы, Каменский стеклотарный завод был восстановлен и выпустил первую послевоенную продукцию — трехлитровые баллоны, ламповое стекло и пол-литровые бутылки. Одновременно с восстановлением завод уходил от тяжкого ручного труда, обзаводясь новой техникой. Первым смонтированным для этих целей оборудованием стал полуавтомат ВШ для производства стеклянных баллонов, однако до полной автоматизации основных процессов пришлось ждать ещё не один год.
В 1957 году директором стеклотарного заводы был назначен Г. Т. Герман. Его руководство пришлось на годы, когда весь Союз отозвался на призыв генерального секретаря СССР Н. С. Хрущева об укреплении сельского хозяйства. Производству стеклотары для консервной промышленности стали уделять особое внимание, в частности, перед коллективом КСТЗ была поставлена задача в кратчайшие сроки приступить к переоборудованию цеха, установить более современные механизмы, снизить ручной труд.
Поплыла череда нелегких трудовых будней, люди работали, не жалея сил, и уже через несколько месяцев смогли увидеть результаты общих усилий. Первыми, кто перешел на автоматизацию процессов, стали наборщики. Их нелегкий труд взяли на себя два новеньких фидера, предназначенных для автоматического питания стекломассой формующих машин, на которых в те годы производили до четырех тысяч трехлитровых баллонов. 1962 год ознаменовался новым приобретением — первым автоматом ПВМ-3, ещё через год появился второй. Поскольку имевшиеся помещения с печами для отжига стали тесными для производственных исполинов, цеха пришлось расширять, причем делали это своими силами. Как тогда говорили, хозспособом установили металлические фермы, сместили стены, увеличили площадь кровли. Нововведения положительно отразились на качестве выпускаемой продукции. Позже в строй были введены сушильный барабан для песка, смеситель для шихты, загрузчик шихты в печь.
Значительную часть нагрузки удалось сократить после газификации. До этого печи разогревали при помощи мазута, но в холодную погоду раскочегарить главный производственный агрегат до нужной температуры было невозможно, кроме того, форсунки котлов постоянно забивались. С переходом на «голубое топливо» стал возможным дальнейший процесс усовершенствования производства.
Ведущими потребителями каменской стеклобанки стали Багаевский и Семикаракорский консервные заводы, но поставщики столкнулись с проблемами во время транспортировки, которая осуществлялась по непростой схеме: сначала товар отправляли автомобилями со склада до места перегрузки — к железнодорожным вагонам, затем по стальным магистралям они отправлялись в Батайск, где выгружались в автомобили заказчиков. Но вагоны не успевали разгружать, что приводило к простоям, немалым штрафам со стороны железной дороги, и как следствие, серьезным убыткам.
Выход нашелся случайно, когда в беседе с директором одного из предприятий-потребителей возникла идея перевозить хрупкий груз по водным путям. Не откладывая в долгий ящик, руководство отправилось к берегу Северского Донца, выбрали подходящее место для пристани — удобный берег у Каменного вала. Уже через три дня пристань провожала первые груженные товаром баржи. Эта находка позволила избежать дальнейшего простоя вагонов и лишних расходов топлива.
К 1977 году КСТЗ прочно занял своё значимое место в ряду современных предприятий донского региона. Техническое перевооружение проводилось регулярно: была построена новая печь с варочной площадью 60 квадратных метров, за сутки производилось 50 тонн стекломассы. Труд рабочих облегчался регулярно, уже не приходилось вручную «снимать» раскаленное стекло, которое подавалось автоматически.
Не забывали и о внезаводской жизни коллектива, для работников предприятия строилось жилье, на предприятии возникали трудовые династии, проводились соцсоревнования, жизнь кипела. Но с годами заводу вновь требовалась реконструкция, а её, несмотря на усилия нового руководства в лице К. Ф. Фетисова и наличие проекта и сметы, никак не удавалось продвинуть. И все же, общими усилиями, преодолевая все трудности, в том числе бюрократические, удалось выбрать и подготовить площадку для строительства, за счет сноса старых частных домов и строительства новых для переселения людей из частного сектора. Реконструкция завода продолжалась почти десятилетие, и летом 1988 года был запущен новый завод по выпуску стеклянной тары с вводом мощности по производству 163,8 миллиона стеклянных банок в год.
Но тут — новое испытание на историческом вираже. Перестройка. Глобальные негативные перемены в экономике, падение работающей отлаженной системы, утрата десятилетиями наработанных связей… Всё это тяжелейшим грузом легло на плечи трудового коллектива завода в лице К. Ф. Фетисова. Многие в таких условиях просто прекращали свое существование. КСТЗ повезло: на момент перестройки предприятие имело небольшой запас средств. Чтобы уберечь их от обесценивания, успели вложить их в приобретение новой техники, автопогрузчиков и сырья. Но стационарное оборудование вновь требовало обновления, приобрести его не представлялось возможным, а условия кредитования были по[1]истине грабительскими — 250 процентов в год!
В декабре 1992 года завод был преобразован в открытое акционерное общество, главным акционером которого стал «Донбанк». В 1995 году К. Ф. Фетисов ушел на заслуженный отдых, а судьба предприятия перешла в руки совета директоров, который возглавлял А. Г. Неженец, а в начале 2000 года предприятие возглавил А. И. Шебанов, которому оно досталось после серьезных кризисов. Начали с привлечения квалифицированных кадров, улучшения производственно-бытовых условий, возвращения ушедших было специалистов. Постоянно расширялся ассортимент, шел поиск новых дизайнерских решений, уделялось внимание индивидуальным заказам.
Очередным переломным стал 2001 год, когда были установлены три новых стеклоформующих машины, и впервые за последнее десятилетие предприятие перешагнуло десятимиллионную отметку по выпуску стеклобанки для консервов. Возрождались хорошо забытые старые способы: хозрасчет, соревнования между цехами и коллегами, присвоение почетного звания «Мастер стекла».
В 2010 году Каменский стеклотарный завод взял курс на импортозамещение, установив первую печь для варки фритты. Позже предприятие запустило цех по производству сырых и полусырых (содержащих фритты) смесей для облицовки керамической плитки. Сейчас предприятие «РОСФРИТТ», образованное на базе АО «Каменский стеклотарный завод», остаётся единственным в России производителем фритт и глазурных смесей для керамической промышленности на продажу.
Фото предоставило АО «Каменский стеклотарный завод».
«Есть такой афоризм, который утверждает: «Дорогу осилит идущий!»
Вот уже на протяжении 110 лет Каменский стеклотарный завод движется вперед, преодолевая все препятствия.
И пусть начало этого пути проложено кем-то другим, еще задолго до нашего рождения, главное — он открыт лично каждым из нас заново!
Каждый по-своему делает вклад в общее дело. Каждый вносит свою лепту, каждый отдает частичку себя! Поэтому наша сила – в единстве!
Бывают трудности, но это не останавливает коллектив, а наоборот, пробуждает интерес. Ведь если удается справиться со сложной ситуацией, понимаешь, что ты действительно многого стоишь! Кто хочет добиться результата, тот ищет возможности, кто не хочет- ищет причины.
Спасибо огромное за наш сплоченный, дружный коллектив. Спасибо за то, что даже в самых сложных, стрессовых ситуациях вы сохраняете свой оптимизм. Мы создали уникальный коллектив, который не только трудолюбивый, но и очень веселый! И я позволю себе процитировать, ставшую уже отображением действительности, фразу, что «Наше предприятие – это не просто цеха, машины и механизмы, а живой, слаженный организм, имя которому – Каменский стеклотарный завод!»
П. Л. ЛАТЫШЕВ, управляющий директор.