Кто должен искать потерявшегося человека? Казалось бы, ответ очевиден – полиция. Но в жизни даже такой серьёзной структуре, как МВД, может понадобиться помощь. Например, если в маленьком населённом пункте личного состава полиции физически не хватит, чтобы прочесать близлежащий лес, нужно ждать подкрепления, а это потеря времени. Именно быстрота реагирования – один из принципов отряда «ЛизаАлерт», который ведёт волонтёрскую деятельность по поиску людей по всей России. О деятельности объединения в Ростовской области вообще и в Каменске в частности нам рассказали представители пресс-службы отряда «ЛизаАлерт» нашего региона.
— Какие люди пропадают в Ростовской области чаще всего?
— Чаще всего это люди 30 до 55 лет. Есть и сезонная динамика. Сейчас весна, и стало больше заявок на возрастных людей с проблемами с памятью. Весна и осень – пик таких пропаж: из-за перепадов давления может усиливаться дезориентация в пространстве даже у тех людей, которые в обычное время только ключи дома иногда забывают. Мы очень советуем весной и осенью быть особенно внимательными к своим пожилым родственникам — навестите их, звоните почаще, сфотографируйте. Это частая проблема, когда при пропаже бабушки 80 лет родственники могут предоставить только фотографию из паспорта, где ей 45. Конечно, ориентировка с таким фото не очень эффективна.
— Насколько люди информированы о том, как действовать, если не могут найти близкого человека?
— Мы стараемся проводить информационную работу, на всех наших ресурсах большими буквами написано: «Пропал человек — звони 8-800-700-54-52». Но часто все же сталкиваемся с ситуацией, когда заявки поступают к нам спустя несколько дней после пропажи, когда родственники уже исчерпали другие методы. Многие все еще не знают, что заявление в полицию можно подавать сразу (никакого правила трех дней не существует), и что его может подать кто угодно, не обязательно родственник.
— Можно ли в нашем регионе выделить самые опасные места?
— В Ростовской области достаточно много заявок поступает о потерявшихся как в городской, так и в природной среде. Опасна не какая-то конкретная местность, опасно не соблюдать простые правила. Опасно бояться потревожить близких и не говорить им, куда собрался. Опасно идти в лес без телефона, воды, еды, лекарств. Опасно пешком возвращаться через незнакомую местность после веселого праздника и упускать детей из виду около водоемов.
— Как часто в нашем регионе пропадают дети?
— За 2022 год поступило 122 заявки на детей от 0 до 17 лет. Из них 118 найдены живыми, а четыре, к сожалению, погибшими. В 2023 году уже поступило 17 заявок на детей, и во всех случаях поиски закончились благополучно.
— Есть ли какие-то данные по Каменску?
— Около 35 заявок о пропавших людях в среднем поступает из Каменска-Шахтинского в год. В городе есть несколько добровольцев, готовых оперативно выехать на срочные задачи, пока едет подкрепление из Ростова и других населенных пунктов.
— Какова структура отряда?
— Мы все действуем в рамках добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». У отряда нет юрлица и расчетных счетов, мы не являемся НКО — это сделано для быстроты реагирования, чтобы было как можно меньше бюрократии. Кстати, это одна из причин, почему отряд не принимает денежные пожертвования: их просто некуда переводить. Помощь мы принимаем только оборудованием — актуальный список есть на сайте lizaalert.org.
— Кто обычно помогает «ЛизеАлерт» в качестве добровольца? Молодежь или среднего возраста? Работающие или нет?
— Особенность отряда «ЛизаАлерт» в том, что мы работаем по проверенным методикам и алгоритмам, поэтому, в числе прочего, у нас много направлений — целых 25. Каждый, кто хочет помочь потерявшимся вернуться домой, может найти занятие по силам. Поэтому у нас в отряде можно найти представителей любых социальных групп — студентов и предпринимателей, продавцов и программистов, людей с огромным туристическим опытом и тех, кто почти не выходит из дома, молодежь с огнем в глазах и умудренных опытом людей старшего возраста. Конечно, почти все их них имеют свою работу, не связанную с отрядом, семьи, какие-то еще обязательства.
— Требуется ли волонтёру обучение, инструктаж?
— Конечно, в любом направлении требуется обучение, но те, кто приехал на поиск первый раз, пойдут в лес с опытным старшим поисковой группы. А те, кто работают «на большой земле», перед тем, как звонить в больницы или, например, заниматься составлением материалов по профилактике, проходят обучение.
— Не секрет, что часть пропаж вовсе таковыми не являются. Например, когда люди по легкомыслию заставляют родных беспокоиться…
— В таких случаях, как правило, все заканчивается благополучно на стадии «поисковики собрали вещи и сели в машину, чтобы ехать искать». Новички иногда вздыхают, когда попадают в такую ситуацию несколько раз подряд, но даже в таком случае мы радуемся, что люди обратились к нам. Лучше пусть заявители десять раз позвонят, потеряв ребенка на игровой площадке на пять минут, чем один раз будут медлить, чтобы не беспокоить попусту, теряя драгоценное время в случае реальной пропажи. Есть исключение. Когда один и тот же человек пропадает много раз подряд, и это происходит от игнорирования — вольного или невольного — профилактических рекомендаций. Тогда становится страшно, потому что мы понимаем, что история может повториться, и не факт, что мы успеем. Например, так бывает с одинокими пожилыми людьми, имеющими проблемы с памятью.
Как только вы подозреваете, что пропал человек — звоните на горячую линию: 8-800-700-54-52! Если он найдется через пять минут, все только обрадуются. А если от нежелания беспокоить людей драгоценное время утечет между пальцев, возможно, его будет уже не вернуть.
— Спасибо за беседу!
Справка:
Бесплатная горячая линия отряда «ЛизаАлерт» в Ростовской области: 8-800-700-54-52.
Все поисковые мероприятия организуются силами добровольцев на безвозмездной основе.
Сегодня движение насчитывает более 30 000 человек и представлено в 63 регионах России. В отряде до 25 направлений: координаторы, инфорги, кинологи, связисты, конники, картографы, регистраторы и другие.
«ЛизаАлерт» ищет также родственников, если обнаружен потерявшийся человек, который не может самостоятельно выйти на контакт с близкими.
В Ростовской области за март 2023 года потупило 65 заявок, найдены живыми – 40 человек, найден погибшим – 1, найдены родные — 6, неподтвержденные заявки — 10. Поиски тех, кто не найден, продолжаются.
О результатах поисков «ЛизаАлерт» сообщает лаконично: «Найден, жив» или «Найден, погиб», никогда не распространяясь о подробностях или причинах произошедшего.
***
Фото предоставил отряд «ЛизаАлерт».