Примета нашего времени — активное развитие цифровых технологий, и в этом есть масса плюсов. К сожалению, современные новинки берут на вооружение мошенники, и количество преступлений, совершенных при помощи онлайн-технологий, тоже растет.
Какие виды мошенничества чаще всего опустошают кошельки каменчан? Почему несмотря на активную профилактическую работу люди продолжают попадаться на эту удочку? И самое главное — как защитить свои сбережения от злоумышленников? Об этом нам рассказала следователь следственного отдела МО МВД России «Каменский» лейтенант юстиции В. В. ЗАИКИНА.
— Валерия Владимировна, какие виды мошенничества сейчас наиболее распространены?
— Это предложения о приобретении товаров и услуг, фишинг, мошенничество под предлогом оказания брокерских услуг и другие.
— Несколько лет назад телефонное мошенничество, в основном, выглядело так: звонящий представлялся родственником и говорил, что совершил ДТП, а для «решения вопроса» срочно нужны деньги. Можно ли сказать, что этот способ обмана ушел в прошлое?
— Это довольно примитивная схема, но при этом в Каменске такой вид мошенничества достаточно распространен пусть и в нескольких вариантах — например, звонит якобы сотрудник прокуратуры, который и сообщает о проблемах у близкого человека. Жертвами становятся люди пожилые, которые пугаются и не могут вовремя сообразить, что нужно проверить информацию, особенно, когда их поторапливают.
— Какие виды мошенничества можно отнести к новым?
— Набирает популярность мошенничество под видом брокерских услуг. Этот вид сейчас наиболее активно прогрессирует в моей практике доля случаев в общей массе — не менее трети, и отслеживается динамика к увеличению. Жертвы надеются получить прибыль за счет игры на бирже, но в итоге переводят деньги мошенникам.
Так, был случай, когда на удочку «брокеров» попалась пенсионерка. Она проживала одна и не имела возможности посоветоваться с кем-то относительно своих действий в Интернете. Она набрала в поисковике «дополнительный заработок», прошла по первой же ссылке и дальше следовала указаниям «брокера». Когда её взрослые дети всё же узнали о том, что пожилая женщина якобы играет на бирже, и пришли с ней в отдел МВД, потерпевшая до последнего не могла понять, что её обманули. Мошенники предоставляли ей некие диаграммы, она видела, что показатели меняются, цифры «скачут», и воспринимала эти картинки как доказательства проведения операций на бирже. Eё настолько ввели в заблуждение, что она совершила множество транзакций через банкоматы и потеряла более двух миллионов рублей.
— Всегда ли жертвами становятся пожилые люди?
— Чаще, чем люди молодого и среднего возраста, но далеко не всегда. Ситуации бывают разные. Приведу пример с так называемым фишингом — поддельными сайтами, которые действуют от имени популярных брендов. Большинство людей, получив в ответ на свой поисковый запрос несколько ссылок, проходят по первой из них. А увидев похожее оформление или знакомые эмблемы, укрепляются в мысли, что это именно тот сайт, который нужен. Когда человек, перечислив оплату товара и услуги, но не получив их, понимает, что его обманули, сайта уже нет. Интересно, что информированность населения о таком виде мошенничества небольшая. Среди потерпевших есть люди молодые и «подкованные», но даже они не всегда знают о фишинговых сайтах.
— Какие виды мошенничества редки?
— Брачные мошенничества. Женщины знакомятся в сети Интернет с мужчинами, которые представляются иностранцами. В ходе переписки «женихи» просят перечислить им деньги якобы для того, чтобы они могли приехать в Россию. Общение обычно длится неделями, а то и месяцами. Перечисленные средства, как правило, уходят в иностранные банки и получить информацию о счете и, тем более, изъять эти средства очень сложно. Процент таких мошенничеств небольшой, однако есть реальные примеры, когда потерпевшие переводили большие суммы. Например, одна каменчанка перевела 4,5 миллиона рублей.
— Eсли от попыток заработать или найти мужа через Интернет легко отказаться, то заказы товаров и услуг часто необходимы. Как обезопасить свои сбережения?
— Конечно, все мы заказываем товары через Интернет. Но стоит создать личный кабинет с вашими персональными данными, как информация остается с сети и ею могут воспользоваться мошенники. Я советую завести отдельный электронный кошелек (карту), где будет нулевой баланс денежных средств, а планируя покупку, вы переведете на этот счет именно ту сумму, которую собираетесь потратить. В Сбербанке электронную карту (виртуальную, без получения пластикового носителя) можно оформить за одну минуту. И ни в коем случае не привязывайте кредитные или зарплатные карты.
На некоторых сайтах есть отложенный платеж. То есть вы перечисляете средства на счет сайта-организатора, а когда подтвердите получение товара, деньги поступят на счет продавца. Это придумано, чтобы обезопасить покупателей, и попытки продавца действовать в обход официальной площадки (через мессенджер, например) — плохой признак. Таким образом, покупать лучше через сайты, которые специализируются на этом, а не через «Одноклассники».
— Почему при большом количестве информации о звонках мошенников от имени сотрудников банка люди продолжают попадаться на эту уловку?
— Потерпевшие говорят одно и то же: их назвали по имени и отчеству, на заднем фоне были шумы, воспроизводящие работу офиса, а самое главное — с ними говорили очень четко, уверенно, оперировали терминами. Eстественно, такая речь производит хорошее впечатление, а на самом деле мошенникам не так уж трудно подготовить шаблоны текста и потренироваться говорить без запинок. Вдобавок есть программы, позволяющие менять источник прохождения звонка. Получается, что звонящий находится, например, в Краснодарском крае, а у собеседника отображается московский номер.
Мой совет — не разговаривать по телефону даже с сотрудниками банка, тем более, что они звонят клиентам очень редко. Юрод у нас небольшой, можно прийти в отделение банка и узнать всё, что вам нужно.
— Что затрудняет раскрытие таких мошенничеств?
— При том, что есть методы расследования и технические возможности, раскрываемость не очень большая. Затрудняет расследование использование иностранных банковских счетов. Очень плохо, когда обращаются не сразу, потому что с того счета, куда непосредственно перечислил средства потерпевший, их выводят и очень быстро, а в дальнейшем средства могут переводиться не раз и не два и при этом смешиваются. Когда мы восстанавливаем всю цепочку и узнаем, что средства были обналичены в том или ином банкомате, получить видеозапись уже не представляется возможным, потому что истек срок ее хранения.
Eсть и примеры с положительным исходом. Женщина пришла в тот же день, и повезло в том, что она перевела средства на счета в Самаре, оформленные на ИП. Счета мы сразу же заблокировали. Тонкость в том, что снять определенную сумму со счета ИП возможно только при личном посещении отделения банка. Когда в Самаре в отделение банка за этими деньгами пришел человек, его встретили сотрудники полиции.
— Eсли мошенник установлен и задержан, насколько реально вернуть потерпевшему потерянные средства?
— Eсли найден злоумышленник и будет получено соответствующее решение суда, то преступник будет обязан возместить ущерб по исполнительному документу, но часто бывает, что деньги уже потрачены. Поэтому лучше всего — проверять всю информацию, полученную дистанционно, и не спешить предоставлять кому-либо персональные данные и тем более, переводить денежные средства.
— Спасибо за разъяснения.
***
фото: