Совсем скоро, 13 февраля 2023 года, все каменчане отметят восьмидесятую годовщину со дня освобождения нашего города, получившего звание города Воинской доблести. Это почетное звание за сохранение военно-исторического наследия Ростовской области, увековечение памяти воинов, проявивших мужество и героизм, а также погибших при защите Отечества Каменску-Шахтинскому было присвоено Указом Губернатора Ростовской области от 25 апреля 2020 года № 47.
В годы Великой Отечественной войны, нанося серьезный урон немецко-фашистской армии в ожесточенных боях, советские подразделения потеряли на подступах к каменской земле 31 972 бойца. После освобождения города в кратчайшие сроки были восстановлены предприятия, которые переключились на выпуск военной продукции.
Сегодня в нашем городе не осталось в живых тех фронтовиков, которые отстояли Каменск, выдавили коричневую чуму с родной земли. Но, к счастью, потомки многих из них бережно хранят и пополняют воспоминаниями семейные архивы. Одна из таких — Татьяна Ивановна Босова, председатель Лиховского отделения городского Совета ветеранов. Она поделилась славной биографией своего отца, который принимал непосредственное участие в освобождении Каменска-Шахтинского. К сожалению, многие фото, которые он передал школе как память, не сохранились. После пожара всё это уникальное наследие было утрачено, остались лишь награды и наградные книжки.
Иван Яковлевич Дергачев родился 12 октября 1913 года в хуторе Плешаки Базковского района Ростовской области. Примечательно, что мужчина был добрым приятелем великого донского писателя М. А. Шолохова. С 1 октября 1933 по 12 ноября 1935 года служил в рядах Красной армии. Во время Великой Отечественной войны был направлен в 125 полк 26-й дивизии НКВД, где в должности стрелка выполнял работы по охране грузов железных дорог. Во время охраны моста через реку Северский Донец по документу полка пропал без вести. Соответствующее извещение получила и семья Ивана Яковлевича. На самом же деле с июня 1942 года из 26-й дивизии его перевели служить в 65-ю танковую бригаду. Во время наступления советских войск в её составе он освобождал и родной Лиховской, и город Каменск-Шахтинский.
Позже наши части двинулись на Украину — в сторону Ворошиловграда. Там И. Я. Дергачев был тяжело ранен. Произошло это так. При взятии Ворошиловграда он и его товарищ наткнулись на плачущую девочку лет трёх, которая в ужасе трясла маму, просила её встать и убежать от взрывов. Поняв, что мать убита, Ивана подхватил девочку левой рукой, и они пошли в наступление дальше. Стрельба, как вспоминал он позже, была такой силы, что не было видно, где небо, где земля. Перелезая через разрушенное здание, девочку передал своему товарищу, который был чуть впереди. Преодолев преграду, хотел протянуть руки, чтобы забрать малышку — и только тогда заметил, что часть левой руки оторвало снарядом. А в пылу боя он даже не ощутил этой боли. После такого тяжелого ранения бойца переправили в Казанский госпиталь. До конца жизни он хотел узнать, осталась ли жива эта девочка, и как сложилась ее судьба, но, увы, не довелось.
Весной 1943 года Ивана демобилизовали, уже в мае он работал уполномоченным в посёлке Лиховском, вернувшись в НКВД. С 1955 года стал заместителем директора по АХЧ в открывшейся школе №104, работал учителем труда. В послевоенное время вспоминать о своих боевых годах он не любил. На все вопросы говорил: «Лучше вам такого не знать… »
И всё-таки Татьяна Ивановна припомнила один из таких эпизодов, которым отец поделился в узком кругу. В тот период отправка военной техники и других важных грузов шла небольшими составами, чтобы в случае нападения не всё погибло. От Лихой до Каменска, как известно, большой уклон. И одной из задач было вовремя тормозить составы. Делалось это с помощью весьма примитивного, но эффективного приспособления. От локомотива через весь состав до хвостового вагона протягивалась веревка, в каждом вагоне сидел кто-то из мальчишек. Их, подростков, специально набирали на роль «тормозильщиков». Машинист дергал за веревку — это означало «начинайте тормозить». Мальчишки вращали тормозные крутилки, не давая поездам разогнаться до критической скорости. По этой же дороге возили свою технику и немцы, но без тормозильщиков эти перевозки были бы невозможны, поэтому они прибегали к помощи местных. Мальчишки между собой договорились однажды, что по условному сигналу все спрыгнут с поезда. Так и сделали. Восемь немецких вагонов и локомотив остались без тормозов…
— Всех этих детей он подкармливал, принося из дома пышки, пирожки, всем делил поровну, сам никогда не ел, — вспоминает Татьяна Ивановна. — Вообще к детям у отца всю жизнь было очень трепетное отношение. Так же и к своей малой родине. Каждый год он ездил в Вешенскую, в хутор Плешаки, который в довоенной версии «Тихого Дона» сыграл роль хутора Татарского, заходил к Шолохову в гости.
Иван Яковлевич Дергачев награжден Орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За трудовую доблесть», юбилейными медалями. Он воспитал двух дочерей, которые подарили ему двух внучек и четверых правнуков.
Примечательно, что и свекор Татьяны Ивановны, Леонид Лаврентьевич Семенюк, 1916 года рождения, тоже внес свой вклад в освобождение Каменска. Старший электромеханик Лиховской дистанции сигнализации был призван в августе 1941 года, но затем его, как и многих железнодорожников, вернули на место работы, где он обеспечивал связь на станции Лихая.
Бомбежки, обстрелы, порывы провода, работа по несколько суток без отдыха — такова цена «тыловой» жизни железнодорожников. 1 августа 1942 года был награжден медалью «За трудовое отличие». Вскоре был призван в ряды восстановительных отрядов, служил в Северной Манчжурии Китайско-Восточной железной дороги станции Мулинь, в воинском звании старший техник-лейтенант. Eго восстановительный отряд в 1943 году был переброшен под Курск, где шли ожесточенные бои, бойцы отряда восстанавливали структуру железной дороги на Курской дуге. За это Леонид Лаврентьевич был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В мирное время проработал в ШЧ связи старшим электромехаником, у него родились три сына и одна дочь, которые всю жизнь, как и отец, проработали в ШЧ в отделе связи в разных городах. У него также родились четверо внуков.
Мы приглашаем всех каменчан, чьи предки внесли свой вклад в освобождение города, рассказать о них на страницах нашей газеты. Все вместе мы сможем сохранить светлую память о наших ветеранах, увековечить ее на страницах нашей газеты, чтобы будущие поколения знали и чтили подвиг своих прадедов, подаривших нам право жить в свободной и мирной стране.
***
Оккупация в цифрах:
? В городе разместился штаб 15 немецкой армии, который охраняло подразделение дивизии СС «Мертвая голова», штабы 3-го германского воздушного флота, 4-ой румынской армии и штаб железнодорожной части 6-ой немецкой армии.
? В Каменске находилось до 30 тысяч немецких, итальянских и румынских солдат и офицеров.
? На фашистскую каторгу было угнано свыше 5 тысяч человек, из них 3 тысячи составляла молодёжь.
? За время оккупации немцы расстреляли более 1,5 тысяч жителей города и около 500 наших военнопленных.
? Из 78 тысяч жителей довоенного Каменска светлый день освобождения встретили лишь 13 тысяч.
? За время оккупации городу был нанесен колоссальный материальный ущерб, исчисляющийся суммой в 200 миллионов рублей.
? Непосредственными участниками освобождения Каменска были воины 1120 стрелкового полка и отдельного артдивизиона 333 стрелковой дивизии, действовавшей в составе 5 танковой армии Юго-Западного фронта.
? Полностью город был очищен от фашистов 13 февраля к 10 часам утра. В качестве трофеев было взято более 200 автомобилей, свыше 20 танков, 2 самолета, 12 паровозов, 14 орудий и минометов, 4 склада. Взято в плен около 80 солдат и офицеров противника.
? В первые дни после освобождения Каменска в ходе разминирования было обезврежено 2 510 снарядов, изъято и уничтожено 632 мины, собрано и подорвано снарядов и бомб 52 тысячи различного калибра.
***
фото: И. Я. Дергачев.;Иван Дергачев — железнодорожник;