Человек и общество

Спасибо, лоза, за учебу

В декабре наш земляк В. И. Лютов был удостоен звания «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона». Eсть ли в современном мире место для древнего искусства лозоплетения? Кто может освоить это ремесло? В поисках ответов на эти вопросы мы отправились к Владимиру Ивановичу в гости.

В мастерской, под которую приспособлена комната в жилом доме, очень скромная обстановка: несколько табуретов, связанные в пучки прутья и корзина с секаторами, ножами, рулетками и другими инструментами. В углу — несколько уже готовых корзин, а вот и заготовка, которая прямо на наших глазах становится донышком будущей корзины.

Владимир Иванович вырос в хуторе на берегу Калитвы в многодетной семье. Жили очень скромно: хозяйственные емкости промышленного производства были редкостью, а вот самодельные чувалы, авоськи и корзины-сапетки были в каждом дворе. Отец Владимира Ивановича, будучи очень рукастым, мастерил уйму всякой утвари из разных материалов, владел и лозоплетением.

Владимир часто был у отца «на подхвате» и после школы приехал в Каменск учиться на плотника-столяра, но работать по профессии почти не пришлось. Отслужив срочную службу, выучился на прапорщика. Начинал служить в Казахстане, в 1978 году вернулся в Каменск и отдал Вооруженным Силам в общей сложности 21 год. Может быть, служил бы дольше, но не смог приспособиться к трудностям постперестроечного периода и в 42 года вышел на пенсию. Пару дней полежал на диване и понял, что надо чем-то заниматься.

— Тогда я и вспомнил о лозоплетении, — делится Владимир Иванович. — Мастеров было много, только в Каменске и Каменском районе — 18-20 человек, но никто не хотел делиться. Хорошо, отец помог… Хотя он был уже совсем стареньким, получалось у него отлично и — как мне казалось со стороны — очень легко. А вот у меня сапетки (начинал именно с них) выходили корявыми. Но я был настойчив, и постепенно лоза научила меня тому, что любое стоящее дело требует трудолюбия. И сейчас учит Eсли распрямившийся прут бьёт меня, говорю: «Спасибо за учёбу».

Изучая литературу, работы более опытных мастеров и, конечно, постоянно практикуясь, Владимир Лютов повышал свою квалификацию не только в изготовлении изделий. Довольно быстро появились и желающие скупать их на продажу, но мастеру такие предложения были неинтересны. Хотелось узнать от людей, какие изделия им нравятся, а какие нет, и почему. Он и сейчас, участвуя в ярмарках, получает массу советов. Так вот: общение с потенциальными покупателями оказалось делом тонким.

— На ярмарках я чувствовал себя очень неловко, — вспоминает В. И. Лютов. — Но в армии я привык ставить цели и добиваться их. Сказал себе: «Учись торговать», и несколько месяцев продавал «Марсы» и «Сникерсы» — не для прибыли, а для опыта.

В 2005 году Владимир Иванович переехал в Красновку, так как частный дом для ремесла намного удобнее, чем квартира. Места для работы нужно немало, ведь мастер самостоятельно и заготавливает материал, и обрабатывает его, и плетет.

Заготовкой лозы занимается с сентября до первых белых мух — это позволяет получить более долговечный материал. В дело обычно идут самые распространенные разновидности ивняка — краснотал и белотал. Правда, даже с такими демократичными видами не все просто: то пожары вмешаются, то болезни. В последние 10-12 лет, по наблюдениям Лютова, очень скверно на качестве лозы сказались летние засухи. Кроме того, раньше люди заготавливали больше лозы и тем самым стимулировали появление молодых побегов. Eсли раньше в Каменске и Каменском районе было около двух десятков лозоплетельщиков, то сейчас их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Срезанные ветви мастер варит, чтобы затем снять кору. Затем — сушка и хранение на чердаке. Прежде чем работать с лозой, ее надо около суток выдержать в воде. Это вкратце, на самом же деле специалист учитывает много нюансов. Eсли кустарник рос у воды — лоза будет более податливой, для ремесла подойдут однолетние и двухлетние побеги — это будет материал разной толщины и плотности. Имеет значение даже вода. Владимир Иванович собирает для обработки прутьев дождевую воду, так как вода из местных источников придает готовой лозе некрасивый серый оттенок.

В основном, из рук мастера выходят корзины, торшеры, абажуры, напольные и настольные вазы. Несколько реже — более крупные предметы: коробы для белья, лежанки для домашних животных, на заказ случалось плести колыски (так на старинный манер в хуторах называют колыбели) или детские манежи. Владимир Иванович часто бывает на выставках и фестивалях, поэтому знает разные способы плетения, но чаще использует местные, донские. Что-то добавляет от себя. Например, у крупных корзин усиливает более толстыми прутьями днища и места крепления ручек. А вот проволоку не использует, хотя люди не раз подавали такую идею.

— Я редко бываю полностью доволен своими изделиями, — рассказывает Владимир Иванович. — Но улучшать их за счет металла или лака не люблю. На самом деле, лоза — очень крепкий материал, может служить десятилетиями, если, конечно, её не облюбуют вредители. Мне доводилось видеть абажур, которому около 120 лет, и он был в отличном состоянии.

Владимир Иванович готов делиться своими знаниями и опытом с теми, кому это интересно. Правда, одного интереса мало, нужно и терпение. Один юноша с жаром начал учиться, пока не увидел одну из первых корзин Лютова. Неказистое изделие очень разочаровало парня, он-то мечтал сразу делать красивые корзины. А вот художница из Краснодарского края, гостившая у каменской родни, была очень рада научиться основам лозоплетения и твердо решила совершенствоваться в своем родном городе.

— Я на своем опыте много раз убеждался, что если есть желание, цель, то человек находит возможности, — говорит Владимир Иванович. — Eсли не находит — значит, это не то дело, к которому лежит душа, тогда, наверное, и заниматься им не стоит. Не зря же когда мастер что-то делает с удовольствием, с желанием, то и получается лучше, и людям нравится больше.

***
фото:

Метки: #это_интересно