Человек и общество

Как создавался киношедевр

31

Шолоховский, как сейчас принято говорить, бестселлер, экранизировали четырежды. Начиная с тридцатых годов прошлого века, каждому новому поколению был дарован свой «Тихий Дон» — от немой чёрно-белой ленты до совместных съемок с английскими, американскими и итальянскими актёрами. Но только версия, созданная Сергеем Герасимовым в 1957 году, может считаться эталонной — признанной и автором, и зрителями, и, главное, теми, о ком повествует роман — донскими казаками. А образы главных героев, история их любви и трагедии на фоне Октябрьской революции — наиболее точно воплощёнными на экране.

Осенью 2022 года на Дону отмечают сразу два знаковых юбилея: 85-летие Ростовской области и 65 лет со дня выхода на экраны «Тихого Дона». Премьера двух серий состоялась 26 октября 1957 года, а третья вышла в прокат 30 апреля 1958 года. В нашем городе, Каменске-Шахтинском, окрестности которого стали натурными декорациями к этой кинокартине, премьера состоялась в парке Горького в июне 1958 года.

Символично, что именно в юбилейный 2022 год наш земляк, каменчанин, российский писатель, кандидат исторических наук, искусствовед, член Союза писателей России В. Г Родионов выпустил книгу «Громкое дело Тихого Дона», которая является дополненной версией аналогичного повествования, выпущенного ранее. Один из экземпляров с подписью автора уже украсил коллекцию подарочных изданий нашей редакции. В нём собраны воспоминания актёров, участников съёмок из числа местных жителей и самого автора об уникальном, вдохновенном, кропотливом процессе создания киношедевра. Значительное место отведено предыстории о поисках локаций для съёмок в хуторе Диченском, «сыгравшего» хутор Татарский, на берегу Северского Донца, исполнившего роль Дона-батюшки, а также рассказу о подборе актёров, съёмочной группы и воспоминаниям каменчан, принимавших участие в массовке и исполнивших эпизодические роли. Книга щедро проиллюстрирована эксклюзивными фотографиями из архива автора, оригинальными снимками официального фотографа съёмочной группы Валерия Кузина, кадрами из частных коллекций каменчан — Геннадия Зайцева, Александра Чеботарёва и Александра Павленко, эскизами цветных и чёрно-белых раскадровок — рисунков художника-постановщика фильма Бориса Дуленкова. Интересна и схема мест съёмок в Каменске-Шахтинском, нанесённая на карту нашего города художником, казаком Владимиром Николаевичем Тишаковым. Но, самое главное, читая книгу, можно окунуться не только в закадровый мир кино, но и заново прожить с героями романа их нелёгкую судьбу, ведь на протяжении всего повествования автор ещё раз раскрывает главные сюжетные линии фильма, характеры персонажей и переломные исторические моменты, которые происходили на Дону в те годы.

Вячеслав Родионов события тех лет помнит в мельчайших подробностях, некоторые диалоги были зафиксированы в его личных дневниках и потому воспроизведены в книге с максимальной точностью. Годы его юности с семнадцати до девятнадцати лет пришлись на съёмки киноэпопеи, где он работал вторым помощником оператора. Свои услуги юноша, мечтавший о ВГИКе, но работавший в то время на химкомбинате слесарем КИП, предложил сам. Примечательно, что он уже тогда публиковался в нашей городской газете «Труд» и свои материалы отдал для ознакомления Сергею Аполлинариевичу Герасимову, который прочёл и оценил тексты будущего писателя.

Хотим привести начало истории, изложенной Вячеславом Григорьевичем — очевидцем и непосредственным участником съёмок.

«Осенне-зимняя киноэкспедиция прибыла в Каменск в сентябре 1956 года, расселилась на заранее подобранных администраторами квартирах, в городской, ещё дореволюционной, гостинице. Eстественно, группа начала с осмотра «натуры», со знакомства с места-

ми будущих съёмок. Режиссёр и оператор со свитой других членов съёмочной группы подъезжают к куреню Мехеловых. Двор пуст, и, пожалуй, лишь это обстоятельство говорит о том, что перед ним создание рук постановщиков, мастеров и бутафоров…

Совершив генеральный смотр рукотворной «натуры», руководители и постановщики фильма вернулись в Каменск для репетиции знакового эпизода «Драка на мельнице между казаками и хохлами». Сначала репетировали общий план, когда в кадре больше всего народа. Потом ряд монтажных эпизодов, отражавших зачин и развитие «драки». Операторы В. Рапопорт и М. Меркель определялись с точками предстоящих съёмок.

Никто, естественно, не предполагал настоящей драки, и к ней никого не подбивали, но во время съёмок некоторые входили в раж, а кое-где вспыхивали настоящие потасовки. Однако их никто не останавливал. У некоторых участников массовки были потом синяки и шишки.

На другой день прошла репетиция и съёмка отступления из хутора Татарского. Глебов, Быстрицкая и Захарченко уезжали в первый отступ, в ходе которого Аксинья заболевает тифом. Одновременно в эти дни идут усиленные подготовки к съёмкам других сцен — возвращения Григория с фронта, проводов Петра Мелехова на фронт и т. д.

Съёмочная группа работает напряжённо, с неподдельным энтузиазмом. Нет никаких интриг, скандалов, недовольства. Впечатление такое, что из Москвы приехала большая дружная семья, озабоченная лишь одним — как лучше сделать порученное им сверхтрудное дело.»

О том, с какой точностью и попаданием в характер каждого персонажа исполнили свои роли Пётр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева и другие знаменитые советские актёры, говорить не приходится — это неоспоримый факт. Большой интерес для нас, жителей Дона, представляет то, как справлялись со своими эпизодическими ролями наши земляки. Ведь попасть в массовку было тоже непросто: необходимо было соответствовать росту, возрасту, типажу и уметь чётко выполнять поставленные задачи.

«Мне хочется назвать тех людей, с полной самоотдачей и неподдельной искренностью участвовавших в съёмках. И это будет не только правильно, но и в высшей степени справедливо. Такой художественный фильм, как «Тихий Дон», вообще не был бы возможен, если бы множество горожан и хуторян не исполнили в нём коллективную роль казачества. Причём исполнили с любовью и самоотверженностью», — искренне утверждает автор. И его слова находят подтверждение в одном из интервью Кириенко: «Казаки нас встретили настороженно, недружелюбно. И только, когда увидели, что работаем всерьёз, прониклись уважением. Согласились приехать в Москву, где мы снимали свадьбу Григория и Натальи. В этой свадьбе участвовало 150 казаков из хутора Диченского, они эту свадьбу и организовали, как у них положено. Герасимов лишь слегка поправлял. Поэтому и получился эпизод таким натуральным. Этого было бы не достичь с помощью мосфильмовских статистов».

А помните последние кадры кинофильма? На фоне главного героя, прижимающего к сердцу своего сынишку, бегает маленькая хуторская девчонка. В огромном пальто с чужого плеча и повязанной на казачий манер шали, на последних секундах фильма она провожает взглядом Григория с Мишаткой, уходящих вдаль. Эта минутная роль досталась в далеком детстве маленькой шестилетней каменчанке — Танюше Яровой.

В 2018 года Татьяна Александровна, которая по-прежнему живёт в нашем городе, делилась воспоминаниями от съёмок с нашим корреспондентом.

Таню, предусмотрительно наряженную в пальто её родной бабушки Нюры и коричневую шаль, утвердили на эпизодическую роль. В таком образе она и выбегала из-за плетня, в таком навсегда осталась запечатлена на плёнке. Именные «корочки», свидетельствующие о том, что съёмки финальной сцены цветной трехсерийной кинокартины проходили с 13 по 16 февраля 1957 года, Татьяна Александровна бережно хранит по сей день, как и фото, сделанное на пробах.

Образ жительницы хутора в кинокартине достался и маме Татьяны — Любови Павловне Яровой. Она снялась в сцене, где Фомину — предводителю банды, созвавшему общее собрание и призывавшему казаков взяться за оружие против Советской власти, — местные жители дают отпор. Эта женщина, кстати, была хорошо известна в Каменске в те годы. Л. П. Яровая — прядильщица, в числе первых получившая штапельное волокно. В послевоенные годы она вместе с другими каменчанами восстанавливала завод, училась в первом наборе химико-механического техникума, являлась народным депутатом горсовета. О Любови Павловне написано в книгах «Каменск на Донце Северском» В. В. Шумова и «Каменск-Шахтинский» А. Г. Лободы.

На глазах ребятни происходили съемки и той сцены, где Григорий топит в полынье всё своё оружие и патроны. На самом деле в Донце было неглубоко, реквизит каждый раз вылавливали, и актер Пётр Глебов топил его заново. А всё потому, что солнце освещало кадр не так, как видел этот момент Герасимов. В перерывах всех маленьких и взрослых актёров кормили обедом. Варили кулеш — пшённую кашу с салом и узвар — густой компот из сухофруктов. Дети уплетали это угощение за обе щеки.

Интересные факты со слов старожилов города передал в беседе с корреспондентом «Труда» и Сергей Николаевич Клыков — смотритель Дома природы в парке Маяковского. В послевоенные пятидесятые здесь вовсю бурлила культурная жизнь города: в районе демонтированной ныне сцены-«ракушки» бил фонтан, а в здании Дома природы находилась бильярдная, работал буфет. Поговаривают, что во время съемок «Тихого Дона» здесь любила бывать Элина Быстрицкая, которая отменно играла в бильярд. Азартные игры были под запретом, поэтому играли «под интерес», и из большинства поединков Элина Авраамовна выходила победителем.

Показ картины «Тихий Дон» -один из первых случаев, когда трёхсерийная кинолента не только стала лидером отечественного проката, собрав 46,9 миллиона зрителей, была названа лучшим фильмом 1957-1958 годов читателями журнала «Советский экран» и критикой, но и получила диплом Гильдии режиссеров США «Лучшему иностранному фильму 1958 года». «Тихий Дон» Герасимова завоевал награды на Международном кинофестивале в Брюсселе, Карловых Варах, Мехико и на Всесоюзном кинофестивале в Москве. А нам, каменчанам, донскому казачеству и всем будущим поколениям нашей страны дарован киношедевр, признанный достоянием мирового кино и поистине золотым фондом отечественного кинематографа!

***
фото: Б. Дуленков с постановщиками декорирует ул. Подтелкова.;Вячеслав Родионов с конем Григория по кличке Диктатор. Февраль 1957 г.;«Драка» у весовой. Монтажные фрагменты.

Метки: #это_интересно