Человек и общество

Особый случай

19

1 июля в России отмечается памятная дата — День ветеранов боевых действий, которая пока не имеет официального статуса, но с каждым годом становится все более известной.

Это день памяти всех, кто воевал за Россию, неважно, в каких войсках и вооруженных конфликтах, выполняя свой долг по защите Родины.

В канун этой даты мы встретились с участником Чеченской кампании А. В. СEМИГЛАЗОВЫМ.

— Анатолий Владимирович, Вы потомственный каменчанин?

— Можно так сказать, но родился я в Смоленской области, куда мои родители выезжали на работу по распределению, но потом вернулись. Учился в школе №2, затем в школе №8. После окончания поступил в Челябинское высшее военное танковое командное училище, после его окончания в 1993 году направили на службу во внутренние войска в родной город. В 1997 году уволился в запас в звании старшего лейтенанта, спустя четыре года снова поступил на военную службу и получил назначение в Чечню.

Там пришлось сменить много разных должностей: от начальника Ханкалинской гауптвахты до старшего инспектора ВАИ, закончил службу в 2015 году в звании — капитан, должность — заместитель командира роты 3-го батальона 18-й отдельной мотострелковой бригады.

Вернулся в Каменск 15 февраля 2015 года, как раз на годовщину вывода войск из Афганистана.

— Какая обстановка была там, в Чечне?

— Очень напряженная, постоянное чувство опасности. Можно было в любой момент получить пулю от снайпера, подорваться на мине или погибнуть под обстрелом. К примеру, ситуация, когда мы построились на плацу, а в десятке метров от нас пролетела болванка от зажигательного снаряда. И таких стрессовых случаев не мало.

Ближе к окончанию моей службы стало не так опасно, стихло напряжение и в СМИ, которые зачастую нагнетали обстановку.

Последнее серьезное происшествие — нападение террористов на Дом печати в Грозном. Тогда молодой президент разобрался с боевиками и они сдались, а поврежденное здание отремонтировали за неделю.

— Были какие-то особые случаи?

— Как сказать… Мы выполняли свою работу, выполняли то, что должны. К примеру, поступила информация о месте нахождения пособника террористов, который подделывал для них документы очень высокого качества. Мы пришли на окраину Ханкалы, где домишки, сараи, вагончики громоздятся друг на друге. Окружили дом, я оставил охранение и зашел в помещение, назвал свою должность — помощник коменданта, и назвал цель визита — проверка паспортного режима. Пособник боевиков полез за документами и в это время я его скрутил и надел наручники.

Перед захватом мы долго выслеживали этого «специалиста». Началось все с того, что нами был задержан капитан с почти настоящими документами. Подозрение вызвала должность его — «начальник разведки строительного батальона». Откуда в стройбате разведка?

Привели его в комендатуру, при допросе выяснилось, что он имеет шрамы от пулевых ранений, явно принимал участие в боевых действиях, а потом его стало ломать и трусить. Понятно, что это наркоман. Вызвали представителей службы безопасности и передали его им.

— А недоразумения встречались?

— Наша армия без них не может, особенно в условиях боевых действий. Представьте себе населенный пункт, где с одной стороны жители и среди них потенциальные боевики, а с другой масса разнообразных войск переменного состава. Не раз выступал переговорщиком между двумя сторонами в конфликтах, когда они случались с мирным населением или с военнослужащими разных частей, у которых свои командиры, свои приказы. Явно был определенный беспорядок, а люди все под стрессом, возбужденные, вооруженные.

Был случай — задержали молодого солдата, который самовольно покинул часть из-за дедовщины. Когда он рассказал, каким путем он продвигался, то мы были поражены. Парень, не зная того, прошел через пять минных полей. Когда сказали ему об этом, то его чуть кондрашка не хватила.

— У Вас есть награды?

— Почетный знак «За службу на Кавказе» и другие ведомственные награды.

— Когда Вы начали работать в казачьем штабе?

— Не совсем в штабе… После 2015 года у меня уже был стаж для получения военной пенсии и я ушел в запас. Уже в нашем военкомате предложили войти в состав роты территориальной обороны. Вступил в казачье общество, а затем возглавил эту роту, с 2021 года — батальон. Также являюсь заместителем атамана и начальником штаба Донецкого округа Всевеликого войска Донского.

Хочу отметить, что с того времени, когда я был в Чечне — много лет утекло. С каждым годом стираются из памяти моменты, которые когда-то считались интересными и важными. Сейчас остается только память о военном братстве, дружбе, которая сплачивала нас тогда и помогает ориентироваться в жизни сейчас.

— Спасибо за беседу.

фото: На казачьем мероприятии в миллеровском районе (х. Сулин). Слева атаман Донецкого округа А. Н. Сидаков, справа А. В. Семиглазов.;На стрельбище А. В. Семиглазов второй слева.

Метки: #это_интересно