Дорога была длинной — длиной в 70 лет. Рос я в неверующей семье. Бабушек-дедушек не было. Отец коммунист Хотя, если бы все были такими честными коммунистами, у нас давно был бы коммунизм. В школе, как все — октябренок, пионер, комсомолец. Очень активный атеист. Иногда посмеивался над соседкой, бабой Шурой. Пристану к ней: «Ну, расскажи, что это за праздник — Вербное воскресение. Она толком не знает, праздник и все. А я читаю с интересом обо всех церковных праздниках, хотя Бога у меня пока нет Баба Шура сердится: «Вот, Сашка, Бог накажет тебя!». Я опять смеюсь: «Как он накажет? Я же некрещеный, и он не знает о моем существовании. Когда ребенка крестят, в церкви пишут свидетельство о крещении, и тогда эти данные поступают в небесную канцелярию. И на небесах узнают о существовании ребенка. А я в списках не значусь». Баба Шура плюнет и уйдет.
Потом, уже в старших классах, стал сомневаться в теории Дарвина, не хотелось быть потомком обезьян.
В школе у нас был чудный учитель физики. Каждый год проводились предметные недели. Физик и химик объединялись. Всю неделю на больших переменах крутили учебные фильмы, коридор рядом с кабинетами оформляли красиво и интересно. Иногда это было посвящено космосу, иногда великим открытиям. В конце недели проводили вечер. Мы с радостью вместе с физиком показывали, как от молнии загорается дом. И не загорается, если есть «громоотвод». Из бумаги два домика, две тучи, электрофорная машина. И стихи В. В. Маяковского: «Вот Тит, каких много. Вся надежда на господа — бога… (Дом у Тита загорался)». «А вот
Иван, поставил громоотвод и сидит чай цвет». И опять Маяковский:
Сегодня был практический урок,
Решали есть или нет Бог.
Полетели с учителем по небесам,
Убеждайся сам.
Осмотрели небо внутри и снаружно,
Никаких Богов и ангелов не обнаружено.
И еще нравился опыт с трансформатором Тесла. В руках желающих зажигались лампы. Приборы прятались за цветами, и было весело и интересно. А у химиков «плакали иконы», вода превращалась в «вино».
Шло время. Мне стало чего-то не хватать. Понемногу в голове зрели мысли о том, каким может быть Бог. Два случая, два чуда было со мной. Однажды в Киеве захожу в собор, поднимаю голову и сразу встречаюсь с глазами Христа, с живыми и умными. И вдруг раздалась нежная музыка, словно на арфе кто-то заиграл. И от глаз Христа ко мне потянулись тонкие золотые лучи, и я оказался внутри прозрачного золотого конуса. Через 3-4 секунды все исчезло. Кроме меня никто, видимо, ничего не заметил. А я все стоял, глядя на Христа. Батюшка заметил, что со мной что-то не то. Подошел. Я рассказал, что случилось.
Радуйся, сын мой, — сказал священник, — тебя Бог благословил.
Никак не могу объяснить это чудо. Был в здравом уме и трезвой памяти. И еще: видел, как душа покидает умершего человека.
Как я представляю Бога, моего Бога. Это очень мощное электромагнитное поле, опоясывающее нашу Солнечную систему. В космосе носится огромное количество электронов, протонов, ионов. Стихийно сталкиваясь, они соединялись в атомы. Постепенно появилось сильное магнитное поле, разум, пока еще слабый. Но со временем это поле росло, разум стал могучим, и его энергия все пополняется. Eсли верить медикам, то масса тела человека после смерти уменьшается на 4-5 граммов. То есть 4-5 граммов — это масса души. А по закону Эйнштейна энергия души E=м*с2, при массе 5 г энергия примерно равна 45 000… (13 нулей) Дж. И в душе — все данные о человеке, его талантах и способностях. Всемирный Разум (мой Бог) обогащается знаниями и может в нового человека вложить какие-то таланты, какими не обладали родители.
Вот кто был Христос? Мне кажется, что он был человеком, просто человеком. Мы все дети Бога, но он был «сыном возлюбленным». И Бог вложил в него столько талантов и способностей, что Христос мог лечить все болезни одним словом, прикосновением. В Библии говорится, что он потомок царей Давида и Соломона (М. гл 1, ст 16). Впрочем, это по линии Иосифа, мужа Марии.
С годами мир становится умнее, все более фантастические делаются открытия в науке, технике, медицине. Я думаю, что Бог и Землю сделал живой. Люди поняли, что растения — живые, они чувствуют отношение к ним, как собаки и кошки. Но Землю люди воспринимают только как место жизни, нещадно сверля и ковыряя ее. Иногда Земля и Бог не могут ждать, когда люди их услышат. На людей обрушиваются страшные ураганы, наводнения, пожары, болезни, уносящие миллионы жизней. Земля и Бог взывают: «Опомнитесь, люди! Прекратите войны! Живите спокойно и радостно на своих землях! Поверните свои глаза зрачками в душу!». Не слышат. Нельзя жить без веры, пусть в своего Бога. Eго никто не видел, и никто не знает, какой он. Но Он один для всех.
Принял крещение в 70 лет. Сознательно. Ясно, что до конца понять, что такое Бог (или кто такой) — нельзя. Нам это недоступно. Но вера помогает жить. Надо верить — в себя, в родных, в друзей, в свою страну, в Бога.