Человек и общество

Что ждёт продовольственный рынок?

Резкое ослабление курса рубля, запрет на проведение многих банковских и платежных операций, уход с российского рынка множества зарубежных компаний, перебои с поставками — всё это не могло не сказаться на российской экономике. Пока самым ощутимым последствием для большинства россиян стало повышение цен на товары и услуги в самых разных отраслях. В обозримом будущем в некоторых из них может образоваться дефицит.

Первая реакция

Первым о повышении цен — сразу на 30% по большинству позиций — объявила сеть магазинов электроники и бытовой техники DNS. Директор компании Дмитрий Алексеев уже 25 февраля написал в соцсетях, что вся деятельность DNS «превратилась в распределение дефицита», и не исключил дальнейшего подорожания.

Правда, на следующий день после проверки Федеральной антимонопольной службы и заседания Минпромторга с его участием, топ-менеджер объявил о снижении цен на большой перечень товаров и в целом сменил настрой.

Тем не менее, ценовая политика в электронике и бытовой технике стала меняться, особенно, когда люди стали активнее покупать эти товары. В некоторых магазинах появились объявления о том, что указанная в ценниках стоимость товаров не соответствует действительности, другие торговые точки успели оперативно переклеить ценники — повышение составило около 30%.

Следом подорожали автомобили, причем как у официальных дилеров, так и на вторичном рынке.Eще в конце февраля цены подняли Mercedes-Benz, Infiniti, Citroen, Mazda, Hyundai, Opel, Peugeot и Renault. В марте к ним присоединились еще несколько производителей, в том числе «АвтоВАЗ».Сейчас средняя стоимость нового автомобиля держится на уровне 2,7 миллиона рублей, подержанного — около 1,1 миллиона.

Хлеб насущный

Средним потребителям более интересны цены на продукты питания и другие товары первой необходимости. Крупные сети объявили, что ограничат разницу между оптовой и розничной ценами пятью процентами. Мера будет распространяться на 304 социально важные товарные позиции, среди которых основные составляющие базовой потребительской корзины: овощи, молочные продукты, сахар, хлеб.

Послабление было введено после консультаций с ФАС и Минпромторгом, но некоторые политики и чиновники все равно остались недовольны уровнем цен в магазинах. Замглавы комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школина назвала наценки некоторых сетей беспрецедентными. «Хотя, казалось бы, социально значимый товар, есть договоренности, что не более пяти процентов, но вместе с тем сети делают иногда от 30 до 46 процентов. На сыры до 100 процентов доходит», — посетовала депутат, добавив, что такая практика «абсолютно неправильна». При этом не прослеживается влияние политических проблем на подорожание продуктов. Пищевая промышленность работает без перебоев. Сырья достаточно на складах. Продуктовый запас также сформирован. Весенние полевые работы пройдут с использованием всех удобрений, которые необходимы. Повышение цен скорее связано с ажиотажным спросом и желанием посредников увеличить свою прибыль. Как только эта волна спадёт, ситуация стабилизируется.

А что же дальше?

Даже в условиях самых жестких экономических санкций недостатка еды в России не ожидается. Но есть нюансы в части представленного ассортимента.

Так, компания «Нестле» заявила, что не будет продавать в России кофемашины и кофе-капсулы, а также минералку. Но детское питание, каши и лечебные корма для домашних животных не тронуты. «Пепси» приостановит продажи своей газировки, но молочные продукты и детское питание компания продолжит выпускать в России, где трудятся 20 тысяч сотрудников и еще 40 тысяч аграриев задействованы в цепочке поставок. «Данон» также продолжит производство молочных продуктов и детского питания в России, но приостановит инвестиции.

Непосредственно своего продовольствия в России более чем достаточно. Из всех продуктов нам не хватает разве что овощей и фруктов, а также немного молока (но эту потребность может закрыть Беларусь). Проблемы могут возникнуть с поставками агрохимикатов, семян, ветпрепаратов, упаковки.

В сложившейся ситуации очень важна поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности внутри страны. В частности, Руспродсоюз предлагает распространить программы поддержки аграриев на переработчиков, обеспечить приоритетный пропуск и выделение дополнительного подвижного состава под перевозку продуктов, создать «зеленый коридор» доставки сырья и ингредиентов через соседние страны, отменить плату за пользование дорожной инфраструктурой для транспорта, задействованного в доставке сырья, ингредиентов и готовых продуктов.

Часть мер поддержки власти и торговые сети уже ввели или рассматривают. Так, Минпромторг предложил правительству отложить сроки введения маркировки воды и молочной продукции для фермеров, розницы и ресторанов.

Специалисты считают, что себя Россия однозначно прокормит, а отсутствие йогурта или шоколада с определённым вкусом легко можно пережить. Кстати, отдельные эксперты даже делят россиян на жителей мегаполисов и малых городов в вопросе влияния санкций. Первые ощутят реальные изменения качества жизни (отсутствие полюбившихся брендов, развлечений и т. д.), вторые будут озабочены инфляцией.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

По данным Росстата, годовая инфляция в России в феврале ускорилась до 9,15% с 8,73% в январе.

Продовольствие подорожало за год к концу февраля на 11,46%, непродовольственные товары на 8,96%, услуги на 6,1%.

Цены на автомобили и бытовую технику в марте выросли на 15%: отечественные легковые авто +17,1%, иномарки +15,2%, телевизоры +15%, пылесосы +14,6%. Смартфоны подорожали на 9,6%.

С начала года сильнее общей инфляции подорожали: сахар (6,79%), макароны (5,02%), сливочное масло (4,77%), вермишель (4,75%), детские овощные консервы (4,34%), сметана (4,24%), молоко (4,2%), маргарин (4,01%), гречка (3,8%), говядина (3,54%).

По остальным из сводки Росстата рост цен ниже: капуста +3%, морковь +2,6%, яблоки +1,6%, лук +1,3%, свекла +1,1%, картофель +0,5%. Огурцы и вовсе подешевели — на 0,9%.

— Людей беспокоит динамика цен. Каждое утро у меня на столе динамика цен по 50 наименованиям товаров. Тем не менее, мы видим скачки цен, и нужно искать причины этому. Это наценка на уровне того, кто привез, кто поставил и кто продает. Некоторые объяснения внятные, это когда говорят: «Нам же нужно закупать следующий товар, а если там цена выросла, а у нас нет возможности повышать цену, тогда мы товар не закупим». В каждом конкретном случае нужно разбираться. Все требует постоянного анализа и очень быстрой реакции.

Губернатор Ростовской области В. Ю. ГОЛУБEВ в эфире телепрограммы «Линия губернатора».

***
Читайте также: https://trud-kamensk.ru/2022/03/20/sahara-u-nas-polno-no-ne-na-prilavkah/

Метки: #актуально