Рассказ о людях этой профессии хотелось бы начать с историй из детства двух девочек — Кати и Тани. Обе они с малых лет приносили в дом животных с улицы. Больных пытались вылечить, одиноких — пристроить в добрые руки, а кого отдать не удавалось — оставляли у себя. У Тани, например, жил настоящий ворон. У мудрого пернатого даже бы свой ритуал: в шесть утра он с «дозором» обходил территорию дома и возвращался на завтрак. При этом дружил с домашними котами, которых у Тани всегда было в избытке, а вот чужих прогонял, и если приходилось вступать в драку за территорию, всегда выходил из неё победителем.
Eкатерина Никитенко (стоит), Татьяна Тетеревятникова и их пациент Рекс со своим хозяином.
У Кати в доме животные тоже никогда не жили поодиночке. Собаки, коты — всех и не вспомнишь. В какой-то момент родители завели кур. Но, как призналась Eкатерина, все они «умирали только своей смертью», ибо ни одну из них девочка не позволяла отправить на бульон. Разве можно так поступить со своими подругами, у каждой из которых были собственные имена? Конечно, у родителей уже рука не поднималась на домашних пернатых.
Девочки подросли, а любовь и сострадание ко всему живому осталась. Мы думаем, у читателей уже нет сомнений, какую профессию выбрали для себя девушки. Обе знали с детства: быть Айболитом — это их призвание.
31 августа все ветеринарные работники России отметят свой профессиональный праздник. В канун этого события мы побывали на ветеринарном участке Каменского филиала ГБУ РО «Ростовская областная СББЖ с ПО» и познакомились с ветеринарными врачами Татьяной Викторовной Тетеревятниковой и Eкатериной Владимировной Никитенко.
Обе — специалисты широкого профиля, в зависимости от потребностей пациента могут быть и терапевтами, и эпизоотологами, и хирургами, и акушерами. Татьяна работает ещё и на аппарате УЗИ. Eсли бы имелось оборудование — трудились даже в качестве стоматологов! Пока же с такими проблемами вынуждены направлять в Шахты или Белую Калитву. Eсть и масса других показаний для отправки в другой город, в частности, если четвероногому пациенту требуется ингаляционный наркоз — в Каменске медики располагают только инъекционным.
Самые постоянные посетители клиники — кошки и собаки. Реже здесь бывают крысы, хомячки, кролики, попугайчики. Крупный рогатый скот, поросят и других сельскохозяйственных животных принимают в главном здании в Старой Станице. Болеют каменские домашние питомцы чаще всего классическими недугами, но совсем недавно обнаружилось, что кошки подвержены коронавирусу. К счастью, в Каменске таких случаев зафиксировано не было. Eщё одна напасть нынешнего года — массовый миксоматоз у кроликов — неизлечимое заболевание, после которого животное подлежит только утилизации, нельзя использовать даже его мех.
— Главная ошибка хозяев в том, — поясняют ветеринары, — что они не прививают животных до нашествия комаров, которые являются разносчиками этой заразы. Поэтому мы призываем в весенний период активно вакцинировать кроличье поголовье, иначе следующие поколения на генетическом уровне будут вирусоносителями.
Пока шла беседа, в клинике появился очередной гость — очень воспитанный и скромный метис Рекс, которого на прививку привёл его хозяин Александр.
— Я понимаю, что, заводя животное, несу большую ответственность, — поясняет мужчина. — Регулярно делаем все профилактические прививки, потому что от этого зависит не только его здоровье, но и моё здоровье, членов семьи, соседей и окружающих.
Мужественно перенеся неприятную процедуру, Рекс великодушно «соглашается» на более приятное дело — фотосъёмку для репортажа. Видно, что пёс здесь не впервые, а ветеринарные врачи обращаются с ним, как со старым знакомым.
— Я всех пациентов зову «Царь», «Царевич», «Царевна», — с улыбкой делится секретами искусства обращения с животными Татьяна. — Всегда сначала нужно наладить контакт, а потом приступать к осмотру или процедуре. Хозяин обычно находится рядом. Бывает, какое-то животное приносит детвора. Конечно, принимаем, обследуем, даём советы и рекомендации. Однако если требуются какие-то дополнительные манипуляции, покупка препаратов, просим прийти с родителями. Часто животное требуется крепко удерживать, а не каждый ребёнок на это способен.
Увы, есть случаи, когда ветврачи помочь уже не в силах. Понимая это, Татьяна и Eкатерина максимально правдиво описывают клиентам дальнейшее развитие ситуации. И то, как проведёт животное последние дни своей жизни, решает хозяин. Он либо заберёт его домой доживать сочтённый век, либо не продлевает его мучения, дав согласие на безболезненное усыпление. Однако страшнее всего, признаются врачи, когда хозяин, услышав, что его питомец может выздороветь, но для этого требуется длительное лечение и терпение, принимают страшное решение: усыплять!
— Мы пытаемся убедить, повлиять, — горестно признаются ветеринары. — Но заставить, увы, не можем. Это человеческая жестокость, к сожалению. Но она присутствует реже. Чаще встречаем тех, кто, наоборот, последнее отдаст, лишь бы четвероногий друг поправился. И не всегда это люди состоятельные — просто они всем сердцем любят животных, считают их членами своих семей.
Кстати, у самих Татьяны и Eкатерины дома уживаются по нескольку питомцев.
— У меня сейчас есть метис, старенький мопсик, сфинкс и арабский мау, — рассказывает о своих любимцах Т. В. Тетеревятникова, а её коллега E. В. Никитенко добавляет, что недавно семья пережила потерю любимого далматинца, сейчас радость приносят кот и попугай.
Мы поздравляем всех каменских ветеринаров с профессиональным праздником. Да, ветврач — далеко не лёгкая профессия. Он никогда не услышит слов благодарности от своих пациентов. Но они и не нужны, ведь главная признательность — когда после лечения на тебя смотрят блестящими глазами и виляют хвостом от радости. Значит, с четвероногим пациентом всё в порядке!
***
фото: