Человек и общество

Первый и пока неисчерпанный

Годы заката СССР и начала новых государств многие помнят как чрезвычайно тяжёлые. Экономическая нестабильность, крах промышленности, рост безработицы, неуправляемая инфляция — испытаний было предостаточно. Но самое страшное — это вооружённые конфликты, вспыхивавшие один за другим.

Первым был Нагорный Карабах. Пытаясь успокоить обострившийся этнополитический конфликт, государство направляло с миротворческой миссией внутренние войска и сотрудников МВД СССР. Eжедневно они подвергали свою жизнь опасности, многие погибли. Служебный долг забросил туда и наших земляков, один из них — В. И. Хорольский.

Владимир Иванович родился и вырос в Тарасовском районе. После армии немного поработал в колхозе. Потом решил попробовать себя в пожарной охране и в 1985 году поступил на службу в отдел пожарной охраны № 32 ГУПО МВД СССР (сейчас — специальное управление ФПС № 32 МЧС России). Поступил в Харьковское пожарно-техническое училище МВД СССР им. Г. И. Петровского и как раз в то время курсанту Хорольскому довелось побывать в командировке в Нагорном Карабахе.

Первый бой и цена за голову

В ноябре 1989 года, на самом пике перестройки группа курсантов Харьковского училища после спецподготовки, которая включала в себя стрельбы, рукопашный бой и другое, прибыла в Карабах, в посёлок Ходжалы, расположенный в стратегически важном и нестабильном с военной точки зрения месте. Перед будущими пожарными стояла задача нести службу на блокпостах. Владимиру Хорольскому как хорошо подготовленному курсанту (в училище он был командиром взвода) доверили должность начальника блокпоста.

Первый бой произошёл уже в начале декабря. Ночью начался обстрел из нависающих над блокпостом гор. У дежурных были автоматы АКС-74У (вариант автомата Калашникова) калибра 5,45, а огонь по ним шёл, в основном, из карабинов калибра 7,62, которые способны пробить бронежилет навылет. Но то ли сказались подготовка группы, то ли везение — атаку успешно отразили. Утром прибыли сотрудники КГБ, прочесали горы, нашли окровавленные бинты — значит, кто-то из боевиков пострадал.

На блокпосту потерь не было, что очень обрадовало командование, потому что бывали прямо противоположные, трагические прецеденты. А кого-то такой исход боя, по-видимому, озадачил… Через пару дней появились некие гости, которые завязали разговор в курсантами о делах в посёлке и как бы между прочим выпытывали, почему блокпост так смело вступил в бой. Ребята ответили: «Eсли понадобится — будем стрелять ещё, так и передай своим». После в местной газете вышла информация о том, что «курсанты в красных погонах отличаются особой жестокостью», а за голову начальника блокпоста была назначена цена пять тысяч рублей.

Конечно, люди были командированы по линии МВД не для того, чтобы проявлять «особую жестокость». Курсанты всеми силами старались сглаживать конфликты между азербайджанцами и армянами, но они вспыхивали на ровном месте. Владимиру Ивановичу особенно запомнился такой случай.

«Только не стреляй по людям»

В ничем неприметный день в посёлке начался переполох: по улицам пошёл «КрАЗ», сиреной собирая людей. Владимир Иванович быстро выяснил, что пропал местный пастух, и местные собрались резать армян, сочтя их виновными. Доложил командованию и сразу выехал на перехват. Толпу опередили в обход, направив БТР прямо по руслу реки. На месте сориентировались, разместив машину в глубоком арыке, за которым вели посевные работы армяне. Бегом — к ним. Крестьяне клялись, что никакого пастуха не трогали, пообещали прикрыть в случае нападения, хотя оружия у них было немного — несколько карабинов и охотничьих ружей.

Тем временем приближалась толпа — около трёх тысяч человек, двигавшихся под прикрытием грузовиков. Вперед выскакивали какие-то женщины, с истеричными криками рвавшие на себе волосы, и это заводило толпу. Хорольский увидел у них пулемёт, карабины и ружья, велел механику БТР курсировать по арыку, если появятся гранатометчики.

Владимир Иванович и его товарищ Салман Сулейманов пошли на переговоры. Хорольский всё повторял: «Салман, только не стреляй по людям». В толпе были люди всех возрастов, в том числе и малолетние дети. Навстречу вышли глава местного сельсовета и крупный парень, который размазывал по лицу слёзы и причитал: «Отца украли». Владимир Иванович, чтобы наладить контакт, попросил рассказать, что произошло. Юноша объяснил, что с пастбища вернулись овцы, а отец, который их пас, исчез. Но довольно быстро парень перешёл на речь о кровной мести, и Владимир Иванович стал объяснять главе сельсовета, что в случае атаки имеет право открывать огонь на поражение, только никому это не нужно. Представитель власти всё понимал с самого начала, но не смог достучаться до взбудораженной толпы.

Разошлись каждый на свою сторону, чтобы передать людям, о чём были переговоры. Как раз в этот момент вышло на связь командование. Хорольский услышал: «Ребята, в Степанакерте завал, под Шушой идёт тяжелый бой, формируем колонну аж в Аскеране, придет не раньше, чем через час. Держитесь!». Они продержались больше двух часов, трижды выходя на переговоры, как только в толпе людей нарастала активность. Владимир Иванович признаётся, что в третий раз возвращаясь с точки переговоров, уже хуже соображал от усталости, а ноги были как ватные. Потом увидели идущую по долине колонну, и люди постепенно разошлись.

Кстати, пастух, исчезновение которого едва не привело к кровопролитию с множеством жертв, объявился в тот же вечер. Оказалось, что он пригубил лишнего да и заснул где-то в кустах.

Помогла хитрость

Были случаи, когда приходилось противостоять людям подготовленным, обладающим техникой, выучкой и изворотливостью. С блокпоста был замечен садящийся за поселком вертолет без опознавательных знаков. Получив команду выезжать на проверку, курсанты выдвинулись, но летательный аппарат тут же поднялся в воздух. Так повторилось несколько раз, и Владимир Иванович понял, что надо действовать хитростью.

Снова увидев всё ту же «стрекозу», курсанты имитировали неисправность радиостанции. Доложили по радиосвязи, что займутся устранением проблемы, а сами тем временем прогревали двигатель БТР. Подождали, пока вертолёт приземлится, заглохнет его двигатель, остановятся винты и — вперёд. Противник заметил группу, но уже не успел ни взлететь, ни уничтожить карту и полётные документы. Несмотря на оказанное сопротивление экипаж был задержан, и только после этого Владимир Иванович доложил командованию об исправной связи, а заодно о том, что взяли вертолётчиков.

Выяснилось, что это вертолёт обслуживал три точки подготовки боевиков в горах: забрасывали смены, боеприпасы, продукты. Экипаж был смешанный по национальностям, и двигали им не идейные мотивы, а банально и цинично — деньги.

За три месяца службы в Карабахе Владимир Иванович увидел ещё немало примеров манипулирования такими понятиями, как честь рода, и немало случаев, когда за деньги продавали свою совесть, но причины войны так до конца и не понял.

— Мы общались и с азербайджанцами, и с армянами, — рассказывает он. — И те, и те — нормальные люди, жили рядом столетиями, были смешанные семьи. Это потом их стали будоражить и пошло-поехало.

Владимир Иванович и его товарищи вернулись в училище. По итогам той командировки В. И. Хорольский был награждён медалью «За отвагу» и знаком «За отличия в службе». А в 1992 году сотни жителей Ходжалы были вырезаны армянскими вооружёнными формированиями, это кровопролитие считается самым жестоким за время конфликта в Карабахе. По прошествии десятков лет этот конфликт пока не имеет развязки.

Профессионал нужен везде

После окончания училища Владимир Иванович вернулся в управление ФПС №32. Там служил до выхода на пенсию, после устроился в 4 отряд ФПС. Задачи отряда несколько отличаются от задач спецуправления, но здесь тоже бывает жарко в прямом и переносном смыслах. Особенно тяжёлым выдался 2010 год, когда пожарные не знали никакого отдыха. И здесь Владимир Иванович проявил себя достойно, награждён медалью «Участнику ликвидации пожаров 2010 г.».

Сейчас подполковник внутренней службы Хорольский возглавляет пожарно-спасательную часть №87, которая находится в микрорайоне Заводском. Район выезда, кроме Заводского, включает Астаховку, Масаловку, Красновку, при первом сообщении выезжают также в Старую Станицу, Калитвенку, Уляшкин, Груцины, Самбуров и другие населённые пункты. Подразделение также привлекается для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Этим летом, например, приходилось выезжать на откачивание дождевой воды в Масаловку и другие населённые пункты.

— Работы так много, что я практически живу в части, — без тени жалобы или сожаления замечает Владимир Иванович. — Но это нестрашно, я уже привык и готов отдавать службе столько времени и сил, сколько нужно для должного результата.

***
фото: В. И. Хорольский; В. И. Хорольский (второй слева) с товарищами у «счастливого» БТР.

В тему Добрый грузовик: такого нет нигде

https://vk.com/trud_kamensk?w=wall-114552472_11998

Метки: #знай_наших, #это_интересно