35 лет – много это или мало? Для человека – пожалуй, много, практически полжизни. Да и мир при нынешних темпах за треть века может очень сильно измениться. Для нескольких из часто используемых радионуклидов это всего лишь период полураспада. 26 апреля 2021 исполнится 35 лет со дня самой крупной аварии в истории атомной энергетики. Земля в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС очистится от избытка радиоактивных элементов лишь через три-четыре века.
В Каменске немало участников ликвидации последствий чернобыльской аварии, но это не должно наводить на мысли о том, что труд ликвидатора был не так уж опасен. Дело в том, что полк гражданской обороны, вставленный на борьбу с радиацией Ростовской областью, был одним из самых многочисленных.
Биография каменчанина Ивана Егоровича Чмулёва до 1986 года была обычной. Простой человек, каких миллионы: отслужил в армии, получил рабочую профессию, трудился на заводе, женат, есть дети. Когда на эти факты посмотрели через призму задачи по ликвидации последствий аварии, оказалось, что он подходит для того, чтобы поехать в зону отчуждения.
30 сентября 1986 года термист Иван Чмулёв покинул родной посёлок Заводской на пять месяцев. Думали ли призванные на ликвидацию об опасности? Враг был невидим, неосязаем, и оттого его реальная сила была скрыта. Радиация не имела цвета или запаха, но Иван Егорович на всю жизнь запомнил первую жертву, которую ему довелось встретить, – участок лесополосы у АЭС. Лес стоял пустой, мёртвый, неестественно красновато-рыжего оттенка, как гость из кошмарного сна. Потом была пустая Припять. Природа только начала отвоёвывать застроенную территорию, прорастая стеблями сквозь асфальт и кирпичи. Город был всё ещё красив, современен, и видеть его безлюдным было очень больно.
Около месяца Иван Егорович прожил в самом Чернобыле, в приспособленном для лагеря здании школы. Позже в Брагине был построен жилой комплекс, и «ростовчан» перевели туда. Жили дружно: люди подобрались молодые, не склонные хандрить, да и бытовые условия устраивали. С заданиями по обработке зданий и сооружений каменчанин объехал чуть ли не всю зону отчуждения и сам Чернобыль, израсходовав, наверное, тонны воды на то, чтобы смыть с построек радиоактивную пыль.
В феврале 1987 года довелось поработать и на самой атомной станции. Саркофаг над злополучным реактором был уже построен, но на крышах оставалось ещё много искорёженных кусков графита и металла. Максимальное время нахождения на объекте в том секторе, где работал Иван Егорович, составляло одну минуту. Звук сирены – и обратно, бегом, как и все передвижения на АЭС.
Постоянные замеры радиационного фона и контроль времени нахождения в зоне заражения не могли помочь со стопроцентной точностью рассчитать, сколько радиации получит каждый ликвидатор. Процесс накопления нуклидов в организме протекал по-разному, да и пыль всё же оставалась в порах кожи и дыхательных путях несмотря на каждодневную баню и средства защиты.
Иван Егорович, как и многие ликвидаторы, почувствовал, что Чернобыль подорвал его здоровье, далеко не сразу. В 90-е годы он вынужден был уволиться с машиностроительного завода, получил третью группу инвалидности, позже – вторую. Чернобыль не даёт забыть о себе: приходит в воспоминаниях, в борьбе с болезнями, в именах ушедших из жизни товарищей…
– Я совершенно точно знаю, что контакт с радиацией не может пройти без последствий, – говорит Иван Егорович. – Но я знаю и то, что мы сделали нужное дело. Если бы сейчас возникла подобная опасность и в моих силах было бороться с ней, я бы сделал это снова.
Авария на Чернобыльской АЭС в цифрах
— 3 часа понадобилось 27 апреля 1986 года, чтобы эвакуировать всё население Припяти.
— 28 апреля в СССР появилось первое сообщение ТАСС об аварии в Чернобыле.
— 10 дней продолжался пожар на Чернобыльской АЭС.
— 2300 км – такое расстояние проделало радиоактивное облако. Ядовитые дожди выпали в Норвегии, Ирландии, Албании и других уголках планеты.
— 600 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии.
— 45 полков гражданской обороны сформировали в СССР для работы над ликвидацией последствий аварии. Последний полк покинул чернобыльскую зону в 1989 году.
— 100 лет – максимальный срок службы нового саркофага, возведённого над третьим и четвёртыми блоками АЭС в 2019 году.
***
фото: Фото автора.