Человек и общество

Когда труд крут!

2

Казалось бы, ушли в историю, остались в далёком советском прошлом романтические годы, когда студенты, вооружившись теоретическими знаниями, хорошим настроением и огромным запасом энтузиазма, отправлялись на передовые стройки страны и становились крепким звеном в этой трудовой цепочке…

17 февраля 2004 года на Всероссийском Форуме было учреждено Молодёжное общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды», а в 2015 году Указом президента РФ установлен новый государственный праздник – День российских студенческих отрядов. Его отмечают 17 февраля, в день официального старта агитационной кампании и начала набора студентов. Несмотря на некоторый спад, движение студенческих отрядов России на протяжении почти шести десятков лет остаётся самым массовым, не теряя своей значимости. Не зря же студотрядовцы страны своим девизом выбрали ёмкую фразу «Труд крут!»

Пять лет назад Каменский техникум строительства и автосервиса получил предложение от общероссийской общественной организации «Мобильные кадры страны» принять участие в реализации проекта по работе молодёжи в студенческих отрядах. МКС осуществляет непосредственное взаимодействие образовательных учреждений с работодателями, предлагая работу широкого спектра, начиная с сельскохозяйственной отрасли. Но основная деятельность – это дорожное строительство. Именно это направление востребовано среди студентов КТСиА. Координируют работу в этом направлении заведующая отделением практики И. И. Вишневецкая и заместитель директора по УВР Н. С. Мишустина.

– Будущим поварам и технологам легче найти место для практики по месту жительства, они всегда высоко ценятся и востребованы, – поясняет Нина Сергеевна. – А вот по специальностям, связанным со строительством дорог, сложнее. Поэтому на помощь приходят предприятия – социальные партнёры проекта.

Бойцами студенческих отрядов становятся каменские старшекурсники, достигшие совершеннолетия. Объекты, в строительстве которых задействована молодёжь, находятся в других регионах, поэтому достижение восемнадцатилетнего возраста – обязательное условие для вступления в ряды студторядовцев. По желанию месяцы работы (а средняя продолжительность практики – два месяца) вносятся в трудовую книжку и тогда засчитываются как стаж. У самих студентов причины для вступления в стройотряд самые разные. Кто-то хочет прилично подзаработать, ведь в денежном выражении ребята получают два – два с половиной минимальных размера оплаты труда. Кто-то прокладывает себе начало трудового пути на престижном предприятии. Кому-то такая практика – серьёзное подспорье для будущих курсовых и дипломных работ. Многие идут именно за бесценным опытом, познают профессию изнутри, наблюдают на участках весь технологический процесс, получают навыки общения в трудовом коллективе. Не удивительно, что студенты нередко возвращаются на объекты в каникулярное время. Как, например, студент Никита Давыдов. Впервые побывав бойцом студотряда во время производственной практики в 2019 году, он продолжил эту деятельность в летние каникулы и даже в 2020 году, как только миновал острый период пандемии. Вместе со студенческим трудовым десантом в качестве рабочего он приложил руку к строительству федеральной дороги в Тульской области, участку трассы М-4 «Дон» в Воронежской области. За качественное плодотворное сотрудничество в составе мобильных молодёжных бригад юноша был отмечен Благодарностью «Мобильных кадров».

– Привлекло после первой поездки многое, – делится Никита своим опытом. – Это и общение с более квалифицированным персоналом, и заработок. Условия для труда очень хорошие – проживание и питание входят в условия договора. Плюс работа дала мне важные знания, подкреплённые практикой. В дальнейшем я нацелен на трудовую деятельность, а по необходимости параллельно буду получать высшее образование.

В год КТСиА через «Мобильные кадры» на помощь в прокладывании транспортных артерий страны отправляет 30-35 человек. Юноши в подавляющем большинстве трудятся разнорабочими, девушки задействованы в системе документооборота, заполняют табели рабочего времени. За пять лет наши юные трудовые резервы принесли пользу на многих важнейших объектах. Это трассы М-1 и М-4, центральная кольцевая автодорога ЦКАД-3, участок федеральной трассы в Липецкой области, аэропорт в Нижнем Новгороде, объекты в Твери, Подмосковье и в столице России, а также ряд проектов во многих городах нашей Родины.

Обширная география предприятий – социальных партнёров движения «Российские студенческие отряды» даёт преимущество перед потенциальными работодателями. Выпускники – кандидаты на должность, отображающие в резюме факт работы в студенческом отряде, озвучивая свой опыт работы в серьёзных организациях, заведомо располагают к себе руководителей предприятий.

– Не бывает и без проблем, – признаётся Н. С. Мишустина. – Порой ребята оказываются не готовы к тому, что это – серьёзный физический труд, полноценный рабочий день, проживание в нескольких километрах от объекта строительства, ежедневные переезды на рабочих автобусах, ранний подъём, напряжённый график. Не всех привлекает эта природная романтика.

Но это – скорее исключение, чем правило. Стройотрядовское движение – это мощнейший инструмент для профессионального становления студентов, важная составляющая их пути. Главное, чтобы в дальнейшей трудовой жизни они не забывали лозунг, под которым прошла их юность: «Труд крут!»

***
фото: Трудовой десант КТСиА. Фото из архива КТСиА.;Никита Давыдов заслужил Благодарность. Фото из архива КТСиА.

Метки: #знай_наших