В силу географического положения Каменска сфера торговли и услуг всегда занимала существенное место в экономике города. Какие тенденции складываются на современном потребительском рынке? Об этом и не только мы побеседовали с начальником сектора потребительского рынка товаров и услуг администрации города Е. Ю. ЩЁГОЛЕВОЙ.
— Елена Юрьевна, пандемия негативно сказалась на всех сферах жизни. Насколько она коснулась потребительского рынка?
— Действительно, по итогам 2020 года произошло снижение основных показателей потребительского рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и мы видим одной из причин пандемию коронавирусной инфекции. Так, по количеству торговых предприятий (магазинов, павильонов и киосков) произошло сокращение сети на 77 объектов, что составляет 7,2%.
— Можем ли мы говорить об упадке в этой сфере экономики города?
— Не думаю. Есть и положительные моменты. Предпринимателями открыты 24 новых торговых объекта. По состоянию на 1 января 2021 года фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов составила 815,6 кв.м в расчете на тысячу человек, что на 35,9% превышает значение норматива минимальной обеспеченности для города в целом (600 кв.м в расчете на тысячу человек).Состояние товарных запасов в организациях розничной торговли стабильно и обеспечивает все запросы населения города в необходимых товарах и услугах. Перспективы развития у торговли есть.
— А как обстоят дела в сфере общественного питания?
— По состоянию на 1 января на территории города осуществляют деятельность 196 предприятий общественного питания на 6232 посадочных места, с общим числом работающих 1097 человек. 83,2% относятся к открытой сети. Это, в основном, фаст-фуды и закусочные.
За 2020 год было введено в эксплуатацию и открыто 26 новых объектов общественного питания, из них: 7 кафе, 4 закусочных, 2 кофейни, 7 предприятий быстрого питания, 3 бара, 2 суши-бара, 1 столовая.Вместе с тем, в 2020 году закрылось 29 предприятий общественного питания по различным причинам: финансовой нестабильности (21), изменения формата предприятия на торговую деятельность (2), в связи с введенными ограничениями по осуществлению деятельности в период пандемии (6).
— Администрация города и правоохранительные органы регулярно проводят мероприятия по недопущению несанкционированной торговли в рамках своей компетенции. Почему это явление всё же имеет место?
— Мероприятия действительно проводятся, в том числе по созданию условий для развития торговли на законных основаниях. Для представителей малого и среднего бизнеса ежегодно организуются ярмарки. Так, на 2020 год было определено 8 мест для организации ярмарок, в том числе 6 мест для организации постоянно действующей сельскохозяйственной ярмарки.
Разработан механизм предоставления органом местного самоуправления права на размещение нестационарных торговых объектов, что особенно востребовано для сезонной торговли.
Организован телефон горячей линии по приему от населения города информации о фактах несанкционированной торговли. На территории, прилегающей к торговому комплексу АО «Рынок» по ул. Ворошилова, размещены предупреждающие знаки. Отделом муниципальной инспекции проводятся рейды по пресечению несанкционированной торговли. На граждан, реализующих товары в неустановленных местах, составляются административные протоколы по ст.8.2 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». По результатам проведенных мероприятий отделом муниципальной инспекции в 2020 году составлено 180 административных протоколов, наложено штрафных санкций на сумму 648 тысяч рублей.
Основная причина существования торговли в неустановленных местах – спрос на неё. Продукты питания, реализуемые посредством стихийной торговли, люди автоматически считают домашними, качественными. На самом деле, далеко не всегда с земли продаётся продукция из личного подсобного хозяйства, а качество следует подтверждать документами. Сектором проводится информационно-разъяснительная работа с населением города об опасности приобретения продуктов питания, реализуемых вне официальных торговых объектов.
— Как отслеживаются и регулируются цены на продовольственные товары первой необходимости?
— Действует государственная программа по мониторингу цен на товары, входящие в перечень важнейших. Сектор регулярно проводит мониторинг ценовой ситуации на продукты питания, а также их наличие в торговой сети. Результаты направляются на 1-С платформу для принятия соответствующих мер.
Например, в конце 2020 года был зафиксирован рост цен на масло растительное и сахар-песок. Во исполнение поручения председателя правительства Михаила Мишустина Минсельхоз России, Минпромторг России, крупнейшие торговые сети и производители продовольственных товаров страны подписали соглашения о снижении и поддержании цен на сахар-песок и подсолнечное масло. Предусмотрена фиксация отпускных цен производителей подсолнечного масла на уровне 95 рублей за литр, в рознице цена 110 рублей. Производители сахара установят отпускные цены на уровне 36 рублей за килограмм, в рознице – 46 рублей. На муниципальном уровне проведена работа с автономной розницей, в результате чего с торговыми предприятиями заключено 65 соглашений о принятии мер по снижению и поддержанию цен.
— Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 утверждены новые Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
— Из значимых для большого количества населения отмечу следующие изменения. Продавец должен указывать в ценниках не только наименование и общую стоимость товара, но и цену за единицу товара или за единицу измерения товара (вес, длина и другое).Чтобы покупатель мог проверить правильность цены, в доступном месте должны быть установлены средства измерения, находящиеся в исправном состоянии.
Теперь право посетителей проводить фотосъемку в торговом зале прямо закреплено в Правилах продажи товаров. Торговый объект не может ограничивать покупателей в поиске и получении информации в любых формах, в том числе путём фотографирования, если оно проводится в помещении, предназначенном для свободного доступа посетителей.
В новых правилах скорректированы «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену»(в частности, теперь там указаны технически сложные товары бытового назначения, на которые установлен гарантийный срок не менее 1 года);«Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара».
— Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, постоянно уточняется. Также корректируются сроки. Насколько информированы об изменениях предприниматели города?
— В рамках информационной кампании для участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на сайте администрации города размещён «План дистанционных обучающих мероприятий для участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Вебинары проходят при непосредственном участии оператора государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, ООО «Оператор-ЦРПТ» и его партнеров из числа поставщиков программно-аппаратных средств, необходимых для работы с маркированным товаром.
Более подробную информацию можно получить, зарегистрировавшись в информационной системе мониторинга – на сайте системы маркировки и прослеживаемости товаров www.ЧестныйЗнак.рф (см. раздел «Как стать участником»).
— Спасибо за разъяснения.
По состоянию на 1.01.2021 года потребительский рынок представлен 1418 предприятиями, из них:
— магазинов и отделов – 790,
— павильонов и киосков – 178,
— оптовых предприятий – 21,
— предприятий общественного питания – 196,
— структурных подразделений бытового обслуживания – 223,
— торговых комплексов – 4,
— ярмарочных площадок – 6.
За 2020 год на телефоны «горячей линии» по вопросам правовой помощи потребителям поступило 452 обращения по различным направлениям:
— услуги пассажирского транспорта — 132 (29,2%),
— услуги строительства – 100 (22,1%),
— прочие услуги – 85 (18,8%),
— жилищно-коммунальные услуги — 71 (15,7%),
— услуги торговли – 37 (8,2%),
— услуги общественного питания — 15 (3,3%),
— бытовые услуги — 12 (2,7%).
***
фото: