Человек и общество

Локомотив науки

35

Десять лет назад – поздней осенью 2010 года — в ОАО «Каменскволокно» появилось уникальное подразделение, без которого сейчас просто невозможно представить жизнь предприятия. Причём оно не просто явилось средоточием всех исследований и опытов, но и разрослось, окрепло и стало локомотивом науки, которая служила и продолжает сегодня служить на благо производства, доказав, что у научных изысканий может быть и выгодная экономическая составляющая. Речь идёт о научно-исследовательской лаборатории, именуемой сейчас аналитической лабораторией инжинирингового центра ПВВ. Сегодня вспоминаем, как она создавалась и какие задачи стояли перед инженерами-исследователями.

С. В. КОМИССАРОВ, технический директор (руководитель НИЛ с 2010 по 2015 гг.):

— Идея создания НИЛ принадлежала гендиректору В. Ю. Лакунину. Владимир Юрьевич поставил задачу — создать лучшую лабораторию по изучению свойств и по синтезу новых полимеров. Её реализацией во многом занималась зам. технического директора Г. Б. Склярова. Галина Борисовна рекомендовала меня на должность руководителя лаборатории. Целый год до создания НИЛ я был первым и единственным её сотрудником.

На компьютере в 3D сделал эскиз будущей лаборатории — собственно лабораторный зал, бытовые комнаты, кабинеты инженеров и начальника НИЛ. Его утвердили, и началось строительство. На четвёртом этаже отделочного цеха ПВВ тогда находились заброшенные помещения. Работники РСЦ выполнили колоссальный ремонт. Там впервые применили большую керамогранитную напольную плитку. Синий пол выглядел невероятно красиво!

А мы в это время подбирали оборудование — самое современное, о котором раньше могли только мечтать: жидкостный и газовый хроматографы, два автоматизированных реактора, дифференциальный сканирующий калориметр. Однако мало иметь уникальное дорогостоящее оборудование. Нам так хотелось быстро научиться на нём работать, что со словарями сами переводили инструкции по эксплуатации. Пригласили в НИЛ самых опытных и квалифицированных специалистов — А. Ф. Бородачёву, С. С. Багаутдинову, Е. В. Шульгинову, А. С. Шрайфеля. Концепция была такой: за каждым из четырёх инженеров (он мозг) закреплён свой лаборант (он руки). Перед пуском Владимир Юрьевич собрал нас и сказал: «Я не ограничиваю вас в темах исследований, но все они должны приносить пользу предприятию». В 2011 г. мы вышли на нормальный режим работы, а к 2015 г. оформили уже более 10 патентов.

Всё, что мы придумывали, затем реализовывалось в ОПОЦ. Эта цепочка и сегодня продолжает успешно работать. Технология гладких нитей, крашение арамидных, сколько других идей и задач… С теплом вспоминаю время работы в лаборатории. Мне кажется, что я реализовался как химик и инженер именно там.

Г. Б. СКЛЯРОВА, зам. технического директора:

— До сих пор в России на предприятиях, выпускающих синтетические волокна, нет такого набора оборудования, как у нас: мы подобрали его конкретно под наши задачи. Цель — изучить сырьё, которое используем, и обеспечить ведение технологического процесса без отклонений и некондиционных партий. Мы понимали, что и стабильность синтеза, и физико-механические показатели конечного продукта зависят от качества основного вида сырья (мягчителя). Но доказать это не могли из-за отсутствия аналитической базы. Поэтому в течение 5 лет с каждой партии мягчителя в ОПОЦ отбирали пробы и отправляли их на анализ в университеты Москвы. Большой вклад тогда внесла начальник лаборатории Г. Т. Коваленко. Набрав статистические данные, выяснили, что и как надо анализировать и какие приборы необходимы, чтобы эти показатели определять.

Проект по организации этой лаборатории и затраты на него я защищала на наблюдательном совете. После одобрения начали закупку оборудования. Что нам удалось? Первый патент приносил нам 12 млн рублей ежегодно. Когда научились исследовать мономер, предложили свои подходы к технологии и управлению качеством продукции. Это стало нашей интеллектуальной собственностью. Так что давно окупились затраты на создание лаборатории.

А. Ф. БОРОДАЧЁВА, начальник аналитической лаборатории инжинирингового центра ПВВ:

— В лаборатории помимо исследований в области химии, освоения нового для нас оборудования и новых методов анализа, изучали и постигали то, чем раньше никогда не занимались. Например, ткачество, методы испытания тканей. В настоящее время проходит экспертизу в Федеральном институте промышленной собственности патент «Способ крашения арамидного волокна». За последние 5 лет были подготовлены новые помещения для инжинирингового центра. Рада, что меня пригласили сюда 10 лет назад, здесь интересно работать. А наши задачи остались неизменными – всё для производства.

А. Г. ЯКИМЕНКО, руководитель инжинирингового центра ПВВ:

— Инженер-исследователь сегодня – не обязательно химик. Это универсал с гибким умом и широким кругозором, способный найти решение в разных направлениях исследований, будь то композиты или цифровизация производства. Наверное, поэтому некоторые специалисты лаборатории становятся впоследствии руководителями разного уровня.

Подготовлено журналистами корпоративной газеты «Прогресс» АО «Каменскволокно».

***
фото: Коллектив инжинирингового центра ПВВ сегодня.