Одна из граней бережливого производства – это так называемый гибкий штат, когда работники подразделений осваивают смежные профессии и активно применяют их на деле, тем самым сокращая затраты. Как эта модель воплощается на нашем предприятии? Какой опыт накоплен?
Матрица компетенций
Сейчас на предприятии 453 работника имеют смежные профессии. На 2020 год запланировано обучение 109 человек: на ПВВ – 56, на ПСВ – 33, из других подразделений – 8.
— Основная идея гибкого штата – взаимозаменяемость работников, — рассказывает начальник ОУП Л. Д. ЖЛУКТОВА. – Прежде всего, в своей смене, бригаде или цехе, чтобы была возможность заменить друг друга, когда потребуется, и более рационально использовать рабочее время. Точно так же и между цехами. В каждом цехе сейчас есть своеобразная матрица компетенций – информация о каждом работнике: его основная профессия, новые, какие освоил и способен по ним исполнять обязанности, и, кроме того, по каким может ещё обучать других.
Кто прежде трудился в бывшем цехе ТНП, переведен в прядильный, освоив новое для себя дело. Как только появляются заказы на выпуск товаров народного потребления, для их выполнения эти люди возвращаются обратно. В начале 2020 года ПВВ было не сильно загружено, и мы направили для обучения людей из прядильного в отделочный цех, а из отделочного – в прядильный.
Заявки к нам поступают от руководителей подразделений. Они видят, кому из работников и какую профессию было бы необходимо получить.
Не привлекая других
— Или другая ситуация. Вторые профессии получают также для того, чтобы рабочий на одном и том же участке наряду со своими основными обязанностями мог выполнять их и по другой профессии в течение одного рабочего дня, — продолжает Любовь Дмитриевна. — Три года назад мы разработали методические рекомендации по организации обучения в условиях коллективной ответственности за результаты своего труда. Обучение не ради количества получаемых профессий, а для обеспечения взаимозаменяемости и расширения совмещаемых профессий. Это обеспечивает высокую организованность и слаженность в работе, значительно сокращает потери рабочего времени и в целом ведёт к повышению эффективности производства.
В обучение вовлечены и работники вспомогательных цехов. Так, совсем недавно в цехе ВиК слесарь-сантехник получил вторую профессию — слесарь-ремонтник, поскольку без допуска не мог выполнять ремонтные работы. Кроме того, обучение там проходил ещё один работник — слесарь-ремонтник освоил профессию аппаратчика сточных вод.
Экзамен – на рабочем месте
— Обучение смежным профессиям происходит по карточкам поэтапного выполнения операций, — рассказывает старший специалист по подготовке кадров ОУП А. В. ЗАЙЦЕВА. — За каждым учеником закреплён инструктор производственного обучения из рабочих и преподаватель, в роли которого выступает, как правило, мастер сменный. Первый отвечает за практику своего подопечного (она проходит непосредственно на рабочем месте), а второй – за теорию. Кстати, многие из рабочих отметили, что благодаря этим карточкам им легче вникнуть в суть, запомнить последовательность действий, а также сократить срок освоения нового дела и уверенней сдать квалификационный экзамен.
В один из осенних дней такое испытание в прядильном цехе ПСВ проходил Д. А. Арьков. Два года назад он пришёл на ПСВ транспортировщиком, затем трудился укладчиком-упаковщиком, последние несколько месяцев – оператором крутильного оборудования. В тот день свои знания и навыки предъявлял как аппаратчик формования химволокна. Потом был направлен в цех ПКНиИП получать уже пятую профессию – аппаратчика фиксации.
— Хочется освоить многое оборудование, — поделился своими стремлениями Д. А. Арьков.
— Это — рабочий-универсал, — отзывается о нём инженер-технолог ПСВ Н. С. ТУМБИЕВА. – Молодец, не боится пробовать, берётся за новое дело с охотой.
Быть универсалом – таково требование нынешнего времени.
Подготовлено журналистами корпоративной газеты «Прогресс» АО «Каменскволокно».
Мнения по поводу
Д. И. ШЛЕПОВ, начальник ПСВ:
— Примерно 90 процентов работников ПСВ уже имеют смежные профессии. Например, сегодня он помощник мастера прядильного цеха, завтра — аппаратчик формования химволокна, послезавтра — загрузчик-выгрузчик. Обучение продолжается. Недавно работники прядильного цеха получили профессии цеха ПКНиИП, поскольку там увеличились объёмы производства.
Е. В. ЛЮБЕГИНА, и.о. начальника ПВВ:
— Мы также внедрили на своём производстве «гибкий штат». Помощники мастеров совмещают свои непосредственные обязанности с профессией транспортировщика нити. В химцехе аппаратчики поликонденсации — мужчины — являются слесарями-ремонтниками: выполняют мелкий ремонт, расставляют сырьё по местам. В цехе регенерации более половины работников взаимозаменяемы. Аппаратчики фиксациии термовытяжки в свой выходной готовы выйти на подмогу отделочному цеху как перемотчики нити. Отделочный цех ПВВ — самый универсальный: перемотчик нити — ещё и оператор швейного оборудования, и сортировщик нити. Кладовщик и накладные заполнит, и жгут стростит. Помощник мастера шнуроплетельного отделения хорошо разбирается в ткацком оборудовании ткацкого участка. На этом коллектив не останавливается – обучение персонала продолжается.
Р. С. ГРИДНЕВ, начальник РСЦ:
— У меня, как у руководителя цеха, давно появилось желание выполнять задачи комплексно — на одном объекте делать всё самим. Для чего? Прежде привлекались до пяти подразделений, зачастую из-за несогласованности их действий сроки сдачи объекта затягивались. Несколько лет назад обратился с такой идеей в ОУП, мы совместно разработали программу и начали обучать людей смежным профессиям. И сегодня работники РСЦ помимо общестроительных работ сами выполняют монтаж металлоконструкций, электропроводки, систем отопления, водоснабжения и водоотведения. Это очень удобно. Один из объектов, который был возведен нами с нуля «под ключ» — магазин розничной торговли на ул. Профильной. Модель «гибкого штата» помогает нам оперативно, качественно и комплексно выполнять поставленные задачи.
***
фото: Экзамен на аппаратчика формования химволокна в прядильном цехе ПСВ сдаёт оператор крутильного оборудования Д.А. Арьков.