Человек и общество

Сколько дверей — столько ключей

14 ноября отмечается Международный день логопеда. Что мы знаем об этой редкой профессии? Все знают, что этот специалист учит произносить звуки и, конечно, помнят образ логопеда с «фефектами фикции», созданный в кино неподражаемым Роланом Быковым. На самом деле, это очень узкая и интересная специальность, находящаяся на пересечении медицины, специальной психологии и педагогики, и деятельность логопеда довольно многогранна.

Для профессии характерен парадокс: при том, что учебные заведения ежегодно выпускают специалистов, а востребованность очевидна, логопедов не так уж много. Один из опытных каменских специалистов – логопед детского поликлинического отделения ЦГБ Наталья Евгеньевна Саенко. Профессионал с почти 30-летним стажем, продолжатель традиций известной в Каменске педагогической семьи Драчёвых (отец — Евгений Борисович – учитель музыки и методист, мать — Галина Александровна – много лет отдала дошкольному образованию), а ещё – очень душевный человек, способный легко «поймать волну» ребёнка и превратить занятие в увлекательное общение. В преддверии праздника мы попросили Наталью Евгеньевну поделиться своими наблюдениями о профессии и не только.

Об ответственности

Когда я училась в МГОПУ им. М. А. Шолохова, это был один из немногих вузов, готовящих логопедов. Повезло учиться у профессоров, по книгам и научным трудам которых сейчас построен весь учебный процесс на факультетах дефектологии, мы их даже называли живыми учебниками. Сейчас возможностей получить эту профессию больше, но логопед – по-прежнему «штучный» специалист. Дело и в том, что нужно быть компетентным сразу в нескольких областях, и в огромной ответственности.

Помощь, которую оказывает логопед, невозможно переоценить. Как бы компьютеры ни вытесняли живое общение, без грамотной и красивой речи человеку сложно стать востребованным. Часто дети, с которыми мы работаем, имеют соматические или психологические проблемы, поэтому продумать оптимальный образовательный маршрут – задача сложная, требующая и знаний, и опыта, и даже творчества.

О развитии речи

К сожалению, детей с проблемами речевого развития становится всё больше и больше. Негативное влияние на развитие речи оказывают проблемы со здоровьем у будущих матерей, ухудшение экологии, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. Отмечается и недостаток прямого, непосредственного общения родителей и детей, ведь только разговаривая с ребенком, мама и папа раскрывают для него все грани языка и жизни. Чтобы вырастить гениального поэта, надо читать и рассказывать сказки ему хотя бы перед сном, как делала это няня маленького Пушкина! Увы, на мой вопрос: «Какую книгу вы сейчас читаете?», родители часто лишь пожимают плечами…

Всё это приводит к тому, что из 20 детей 15-18 малышей имеют речевые проблемы. Много детей со сложными сочетанными нарушениями, которые требуют комплексного наблюдения и лечения. Всех специалистов очень настораживает увеличение количества детей с расстройствами аутистического спектра.

О детях

В моей профессиональной деятельности сочетается всё, что привлекало меня с ранних лет: детство, забота, педагогика, медицина, творчество… Логопед всегда выстраивает индивидуальный подход к подопечному, поэтому пресытиться и заскучать у нас невозможно. Каждый ребёнок – как сундучок со своими секретами и сюрпризами, неповторимым внутренним миром. Дети удивляют, наталкивают на размышления, дают новый опыт, каким бы длительным ни был стаж педагога. И сколько бы вы ни проработали с детьми – универсального ключика нет. Сколько дверей – столько и ключей, и это прекрасно!

Знаете, это огромное счастье — видеть результаты своего труда, труда родителей и труда ребёнка. Да-да, именно труда ребенка! Неважно, делает ли он большие шаги или маленькие, или даже полшажочка – путь у всех разный, вот за эту возможность держать ребенка за руку, когда он делает СВОИ шаги, я и люблю свою работу.

Родителям на заметку

Исключите «детскую» речь. Никто не спорит , что ваш малыш — самый милый и прекрасный, но лучше, чтобы слышал только чистую и правильную речь.

Читайте стихи наизусть и вслух из книг . Рифмованные строки развивают слуховое восприятие ребенка, а также чувство ритма.

Сочиняйте сами и вместе с ребёнком! Очень полезно сочинять истории по картинкам с определенным сюжетом. Если малыш затрудняется с продолжением истории, задавайте ему наводящие вопросы.

Играйте с пальчиками! Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.

***
фото: Н. Е. Саенко. Фото из архива редакции.

Метки: #праздник