Человек и общество

Инструкция следует за пешеходом

21

ГИБДД разъяснила, за какие нарушения на переходах не нужно штрафовать водителей

ГИБДД направила в регионы инструкции для инспекторов по наказанию водителей на пешеходных переходах. Если траектории пешехода и машины не пересекаются, штрафовать водителей не нужно. В качестве доказательств нарушения нужно использовать видеозаписи и «объяснения пешеходов». Верховный суд разъяснил эти правила еще в 2012 году, но не все сотрудники ГИБДД следуют им. Вручную фиксировать эти нарушения сложно, говорят эксперты, нужно сделать ставку на автоматические камеры.

Разъяснения за подписью начальника ГИБДД России Михаила Черникова направлены в региональные подразделения, скан документа появился в ряде telegram-каналов, в МВД России “Ъ” подтвердили его подлинность. Документ касается применения норм ПДД и КоАП, связанных с проездом пешеходных переходов.

По ПДД водитель, приближаясь к нерегулируемому переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим улицу или «вступившим на проезжую часть». При повороте нужно уступать пешеходам, пересекающим проезжую часть, куда поворачивает машина. Термин «уступить дорогу» означает, что автомобиль не должен начинать или продолжать движение, если это вынудит пешехода «изменить направление движения или скорость». В 2012 году Верховный суд пояснил: если траектории движения пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя.

За непредоставление преимущества пешеходам водителей штрафуют на 1,5–2,5 тыс. руб. по ст. 12.18 КоАП. В 2019 году было возбуждено 1,37 млн дел по данной статье, за девять месяцев 2020 года — 874,5 тыс. дел. С начала года произошло 9,9 тыс. аварий на переходах, что на 13,9% меньше, чем годом ранее.

«Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении,— подчеркивает начальник ГИБДД.— Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав правонарушения». При выявлении таких нарушений в целях «формирования неопровержимой доказательной базы» инспекторам рекомендуется использовать «средства видеозаписи» либо по возможности «истребовать объяснения пешеходов».

На вопрос “Ъ” о том, для чего понадобились разъяснения, в МВД пояснили, что письмо направлено «в целях выработки единой государственной политики в области безопасности дорожного движения» и «разъяснений порядка применения положений пунктов ПДД с учетом позиции Верховного суда». Несмотря на то что позиция ВС по этому вопросу была высказана еще в 2012 году, ряд инспекторов по-прежнему некорректно штрафуют водителей, поясняет знакомый с подготовкой письма источник “Ъ”, поэтому и потребовались дополнительные инструкции.

Письмо ГИБДД подтверждает: «инспекторы на местах понимают ПДД по-своему, и это понимание не всегда соответствует букве закона и буквальному содержанию правил», считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Выявить и оформить этот вид нарушения сложно, и разъяснения ГИБДД проще этот процесс не делают, говорит глава Союза пешеходов Владимир Соколов. В идеальной ситуации сотрудник должен поставить у перехода видеокамеру с широким углом обзора, а при нарушении опросить водителя и пешехода.

Эффективным способом контроля являются автоматические камеры (фиксируют проход пешеходов с разных ракурсов, пишут видео), но массового распространения они пока не получили. Первая такая камера типа «Форсаж» появилась в Москве еще в 2017 году, сейчас таких комплексов в столице более 200. На видео хорошо видна динамика движения участников движения, подтверждает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. «Записывать ролики мало, важно, чтобы видео просматривали инспекторы при вынесении штрафов, а при необходимости ролики предоставлялись в судах по требованию водителей»,— говорит господин Шухман.

Иван Буранов, Газета «Коммерсантъ» №187 от 13.10.2020

Метки: #социум