С каждым днём уходит в историю юбилейный, 2020 год, когда мы всей страной отмечали 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. С особым трепетом и уважением мы продолжаем знакомить читателей с теми, кто подарил нам этот прекрасный праздник. Увы, время властно даже над победителями, и с каждым годом в Бессмертный полк зачисляется всё больше фронтовиков, ушедших от нас навсегда… К счастью, в городе есть немало свидетелей того времени, и важно сохранить для будущих поколений их героические биографии, ведь каждая из них может служить примером достойно прожитой жизни.
Николай Петрович Рудненко стал каменчанином в послевоенные годы. Родом он из села Алексеево-Лозовского Чертковского района. Едва успев окончить школу при колхозе, он вместе с односельчанами встретил 1941 год, а 10 мая 1943 года, достигнув призывного возраста, семнадцатилетний Николай Руденко отправился на фронт.
— Нас, салаг, сразу направили в освобождённый Сталинград, — делится воспоминаниями ветеран. — Когда мы увидели, что фашисты сделали с нашей Родиной, окончательно убедились, что щадить фашистов нельзя, что сволочей этих надо только уничтожать!
Как только все подразделения были сформированы, пулемётчик рядовой Рудненко отправился на юго-западный фронт. Одной из первых его личных побед стало освобождение Днепропетровска, когда советские войска окружили и взяли в плен несколько тысяч немцев. Их конвоировали в Миллерово, где был организован огромный лагерь для военнопленных. Дальше Николай Рудненко в составе своей части отправился на запад, освобождал города Европы. В Венгрии войска остановились в городе Шаторальяуйхей.
— Здесь я уже служил в зенитной артиллерии, — продолжает рассказ о боевом пути Николай Петрович. — Подготовили нас, «трёпанных», «пуганых ворон», как называли более опытных солдат, к охране стратегических объектов. Командир роты разместил зенитчиков в самом, казалось бы, удобном месте: на бугре, где был отличный обзор. Там мы расположились с орудием и охраняли весь город от немецких налётов.
Но такое решение офицера стало роковым: он был снят с должности за то, что «открыл» место расположения войск. Командование было возложено на комвзвода, а охранников города переместили в более укромное место — туда, где на запасных путях стояли поезда. Немцы по-прежнему пытались прорываться, и одному из самолётов это удалось: он сбросил бомбу прямо на железную дорогу. Николая Рудненко взрывной волной выкинуло из орудия. Именно тогда он получил контузию и выбил сустав кисти, которая с тех пор стала работать лишь вполсилы.
Предвестником долгожданной, с таким трудом завоёванной победы, стала непривычная тишина. Несколько дней не было слышно ни выстрелов, ни гула моторов, ни разрывов снарядов. Все напряжённо ждали официального известия от офицеров, и, наконец, этот день настал.
— День Победы для меня связан не только с огромной радостью, но и с трагедией, — с комом в горле рассказывает Николай Петрович. — Комвзвода позвал нас в землянку, которая служила столовой. С волнением произнёс он речь о том, что немцы разбиты окончательно. В эмоциях он стукнул прикладом ППШ по столу, в этот момент прозвучал выстрел и наш комвзвода упал замертво… Вот так, пройдя войну и встретив День Победы, боевой офицер стал жертвой несчастного случая.
В послевоенное время, вплоть до ноября 1950 года Николай Рудненко служил в Латвии — выполнял задачи по охране Рижского авиаполка. Вернулся на малую родину, но очень быстро понял, что там ему уже слишком тесно, нет работы по его силам. Молодой человек решил податься в город. Сначала вместе с товарищами отправился в Гуково, где ему тут же предложили должность директора рынка, а первым поручением стала борьба со спекулянтами. Совместно с милицией парень справился с этим явлением за пару недель, но, отработав сезон, понял, что это не совсем то, чего он хотел. И он переехал в Каменск, устроившись на завод 515 аппаратчиком.
Переезд в наш город стал судьбоносным для Николая: здесь, в рабочем общежитии, он познакомился со своей будущей супругой, вырастил двоих детей. Выработав газовый стаж, ушёл на пенсию. Но все эти годы он увлечённо зачитывался литературой по радиотехнике, ему нравилось разбираться в приборах и возвращать к жизни вышедшую из строя аппаратуру. «Я злой любитель этого дела», — с улыбкой характеризует себя ветеран. С предложением открыть радиомастерскую Н. П. Рудненко пришёл к директору быткомбината Григорию Ивановичу Ермилову. Ему дали помещение, и закипела работа! Для того, чтобы овладеть не только практическими умениями, но и прочными теоретическими знаниями, он отучился в техникуме в Ростове, со временем в мастерской появился помощник, расширили помещение. Не было такой задачи, за которую мастер бы не взялся. Каменчане старшего поколения наверняка помнят, как несли в починку первые тяжёлые ламповые телевизоры, радиолы и приёмники.
Вторым родным предприятием для Николая Петровича стало ДРСУ-4 — там он трудился радиомехаником связи. И по сей день сотрудники управления навещают его дома, приносят подарки и поздравляют с Днём Победы.
Сегодня ветеран давно уже находится на заслуженном отдыхе. Годы берут своё, но он, как и все люди его героического поколения, не спешит сдаваться им в плен. Он всегда рад гостям, с удовольствием участвует в жизни города и делится воспоминаниями с юными поколениями.
***
фото: Н. П. Рудненко с дочерью Людмилой Николаевной. Фото автора и из архива семьи Рудненко.;В годы службы в Латвии. Фото автора и из архива семьи Рудненко.