Когда мы узнали о том, что 12 июля отмечается День фотографа, то сразу возникла мысль написать об Александре Шрайфеле. А мысли надо воплощать в дела. Созвонились, пригласили, побеседовали. Хотелось сделать интервью, но у Александра нашлось столько интересного для рассказа, что автор этой публикации решил дать монолог. Но сначала — немного об известном фотографе: Александр Шрайфель — фотограф-натуралист, член Союза журналистов России, родился и живет в нашем городе вот уже 59 лет, работает в АО «Каменскволокно».
Итак, как все начиналось.
— Как-то в моей жизни наступил момент, когда пришлось крепко подумать о дополнительном заработке. Все, что у меня тогда было — это лишь фотокамера — «мыльница». И хорошие отзывы друзей о моих фотоснимках. Все началось в сентябре 2009 года, в День города: вышел на аллею с небольшой выставкой-стендом своих фоторабот. Денег я на этом заработал столько, что и затраты не окупил, но оказалось, что мои снимки широкой публике нужны и интересны. Количество зрителей просто удивило, а кто-то из толпы (спасибо этому человеку!) вдохновляюще сказал: «Вам надо выставляться, это должны видеть все». Через некоторое время, собравшись с духом, пошел к Ирине Васильевне Юрченко, директору музея декоративно-прикладного искусства. Состоялся примерно такой диалог:
— Здравствуйте, а можно у вас выставку сделать?
— А вы кто?!
— Да… я, в общем-то, никто, но вот — посмотрите мои фотографии.
Ирине Васильевне работы понравились, и она нашла «окно» в расписании большого выставочного зала музея. Риск — благородное дело, пришлось напрячься и выставить 250 фото. Я уже почувствовал себя «фотографом». Хотя, по прошествии времени понял, что это было весьма самонадеянно. если не сказать — нагло (смеется). Сейчас я вообще не считаю ни один из тех снимков достойным. Но — что сделано, то сделано. И все, что ни делается — к лучшему.
Планировалось, что выставка будет проходить месяц, но успешно отстояла целых два. Фотографии продавались, и мне почти удалось окупить расходы. Но главное — довольно быстро я ощутил, что моё хобби — это не источник заработка, это большее — это великое занятие для души. В течение 2-3 лет мои дела наладились, и мысль зарабатывать на фотографии ушла. Eсли раньше я хватался за фотосессии и съемку свадеб, стремясь заработать, то теперь фотография стала поглощать все мое свободное время, не принося никаких доходов, однако стабильно обеспечивая расходы (смеется). Затем, в 2013 году, я случайно познакомился с опытным фотографом, который, как оказалось, следил за моими работами в Интернете. Это была вторая ступень — он сказал, что у меня есть взгляд, какие-то творческие способности, но надо совершенствовать технику съемки и обработки фотографии. Со временем я приобрел хорошую аппаратуру — несколько высококлассных камер и объективов для съемки пейзажей, зверей и птиц на расстоянии, для макросъемки. С той памятной выставки прошло 10 лет… Я многому научился, приобрел колоссальный опыт — и вот теперь дорос до того уровня, когда начал понимать, насколько мне ещё далеко до совершенства.
Фотографирование природы подразумевает как значительные передвижения, так и неподвижное сидение в скрадке, в укрытии. Путешествия на ограниченном пространстве — это крайне занимательная штука. Конечно, я не объездил, не обошел весь мир или хотя бы страну, но много передвигаюсь по родным степям и буграм здесь, в Ростовской области. Поверьте, за интересными снимками необязательно лететь в далекие страны. Вот, недавно, например, удалось сфотографировать редкого зверя — барсука. После чего один знакомый не поверил мне, что это снято в Каменском районе: «Нет, понимаешь, тут барсуков!». Снимаю множество разных зверей и птиц — лис, сурков, лосей, филинов, журавлей и даже фламинго. Эта замечательная розовая птица — отдельная тема. Она сбилась с курса, попросту заблудилась, осталась на прудах к юго-востоку от города на короткий отдых. И вот, благодаря моим снимкам фламинго, разбежавшимся по Интернету, я познакомился с хорошим человеком, заместителем директора Ростовского государственного биосферного заповедника А. Д. Липковичем. Он не раз приезжал в гости, мы исследовали вместе наши края, посещали колонии байбаков, фотографировали все, что удавалось увидеть. Благодаря этому знакомству сбылась моя мечта я побывал в заповеднике, на острове Водном, где живет табун диких лошадей-мустангов. Снимками этих лошадей еще давно меня поразил знаменитый каменский фотограф-профессионал П. И. Коренев.
И вот — я здесь! За сутки, что я провел на острове, набрался впечатлений на всю оставшуюся жизнь. Остров Водный на озере Маныч-Гудило — это огромная пустая территория, сплошное травяное поле длиной около 10 километров, шириной около трех, окруженное солеными водами. Мустанги там ведут себя, как хозяева — им некого бояться. Табун разбит на косяки, семьи, которые держатся обособленно и ведут себя по-разному. Некоторые лошади настолько смелы, что могут подойти к тебе и пожевать воротник или ухо — скорее из любопытства, чем от голода.
Вообще, за две поездки в биосферный заповедник удалось много поработать. Снимал там змей, сов, волчат (даже держал в руках), стрепетов, пеликанов. Там много и редких животных и птиц, например, тушканчики, колпицы. А уж обычных — полно: к примеру, за пару часов, колеся по территории, насчитал 17 зайцев. Привез я большее количество снимков, только лошадей — несколько сотен фотографий. И, конечно же, получил огромный заряд положительных эмоций.
Много езжу в поисках хороших сюжетов, но лучшие, на мой взгляд, кадры сделал дома. Когда-то я боялся — вот сниму ВСЁ в округе — и что тогда делать?! Но со временем тревога улеглась — в наших краях неисчерпаемые запасы интересного, красивого и неожиданного.
Пока что география поездок проста — бываю в Красносулинском районе, в Белокалитвинском, Тарасовском. Но чаще всего — в Каменском. Радует, что везде и всегда всё неповторимо: закаты, рассветы, снега и воды, травы и деревья, птицы и звери. Каждый раз как-то по-новому видишь всё, расцвеченное другими красками и в иных ракурсах. Независимо от времени года есть возможность получить отличные кадры. Раньше не любил зиму, а теперь она меня удивляет неисчерпаемой красотой остывшей природы, дней и ночей, закатов и рассветов. Постоянно выставляю фото в интернет, по 2-3 в день, но этого мало — тысячи снимков непоказанными накапливаются в архиве.
Я давно не мыслю себя без этого увлечения. Зачастую спозаранку, до работы (особенно летом), мчусь в степь за 2-3 десятка километров от города — и «работаю». Eсли я не встал рано и не поехал на съемки, то у меня начинается «зуд золотоискателя» — мне кажется, я пропустил главное, что именно сегодня я должен был найти что-то драгоценное, изумруд или сапфир. Один раз был случай, когда приехал на Липов перекат, а запасные батареи забыл взять… Несколько снимков, и всё — глухо. Расстроившись, присел на камень, прислушался — звуки-то какие! Красота вокруг, природа просыпается… Стал смотреть, внимать, с головой окунулся в это великолепие и получил удовольствие — несказанное. Все-таки, фотографировать и медитировать одновременно — невозможно. Серьезная фотография — это все же физический труд, основанный на строгом, буквально математическом расчете — передний план, горизонт, перспектива, это облако сюда поставить, то дерево — в этот угол… А наслаждаешься этим уже дома, после «проявления» кадра. Вот это, наверное, и есть единство и борьба противоположностей (смеется)…