Человек и общество

Услышать слово божие сердцем

14

«Вначале было Слово» — эта цитата известна даже людям, далёким от религии. А воцер

ковлённые люди знают, что язык православных Богослужений богат и красив, а тексты молитв коротко передают многовековой опыт церкви и точно описывают чаяния человека. Увы, около 200 тысяч наших соотечественников не могут оценить этого из-за инвалидности по слуху.

Современное общество делает шаги навстречу людям с ограниченными возможностями здоровья, но, конечно, медленнее, чем нужно и особенным людям, и всему обществу. В Шахтинской епархии, к которой относятся Каменское и Каменск-Шахтинское благочиния, окормлением глухих и слабослышащих пока занимается один человек — иерей Владимир ЩEРБАКОВ.

Отец Владимир служит в Свято-Покровском храме. Некоторое время назад завязалась его дружба с Каменской региональной общественной организацией «Центр реабилитации инвалидов по слуху». Сейчас священник является руководителем епархиальной программы по воцерковлению глухих и слабослышащих. Мы побеседовали с Владимиром Щербаковым о работе храма с этой категорией прихожан.

— Батюшка, как возникла идея организовать Богослужения для глухих?

— Началось с того, что общественная организация глухих попросила провести экскурсии по храму, и я через сурдопереводчика рассказал, как устроен православный храм, как проходят службы, как следует вести себя прихожанам. Потом появилось желание самому научиться языку жестов, тем более, что один дорогой мне человек (мы дружим семьями) тоже не слышит. Кстати, в крупных городах общины при храмах есть довольно давно. Например, при Симоновом монастыре (г. Москва) община глухих действует с 1998 года.

В конце 2019 года в общине глухих при Свято-Покровском храме состоялось первое таинство крещения.

— Трудно ли выучить язык жестов?

— Нет, это вполне доступно. Уже через год после начала обучения можно объясняться с глухими людьми, по крайней мере, на обыденные темы. Другое дело — то, что человек, лишённый слуха, воспринимает мир не так, как здоровый, поэтому нужно знать определённые особенности психологии и приобрести некоторый опыт общения. Я закончил несколько модулей обучения в Ростове, также учился в Москве и Санкт-Петербурге, и сейчас поступаю на заочное отделение по специальности «организация сурдокоммуникации» в Павловске.

— Известно, что язык жестов в разных местностях, а то и в разных сообществах отличается. Церковнославянский тоже может быть непонятен человеку, только переступившему порог храма. Является ли это препятствием в общении для вас?

— Что касается церковнославянского, то образовательные курсы, которые я закончил, проводились для священников, учителей воскресных школ. Там мы получили полную информацию о том, как адаптировать тексты Богослужений к языку жестов. Да, согласен, у языка глухих есть региональные особенности. Но есть и некая основа, с которой все начинают обучение. Потом уже при желании можно «нанизать» на эту основу и диалекты, и бытовые жесты. Я общаюсь с опытным сурдопереводчиком Ириной Васильевной Зиминской. Она много лет работала с глухими, знает бытовой язык более полно, чем обучают на курсах, и очень помогает мне осваивать некоторые тонкости.

— Расскажите подробнее о Богослужениях на языке жестов.

— Первая литургия состоялась 12 октября 2019 года, и на ней присутствовало около десяти человек с инвалидностью по слуху. Для них это было необычно, но людям, конечно, очень приятно, что подумали о них. Затем Богослужения и проповеди, которые я провожу на языке жестов, стали регулярными. Также ведутся занятия в воскресной школе, на которых мы беседуем о Христе, о православии, о таинствах, просто о жизни…

Стараются не пропускать ни одной литургии и ни одной встречи 5-7 не слышащих, а по большим православным праздникам службы на языке жестов посещают около тридцати человек. Посещают с радостью, потому что раньше, попав на обычное Богослужение, совершенно не понимали, что там происходит. Eсли некоторые в начале наших занятий даже спрашивали, кто такой Христос, то сейчас люди понимают и смысл православной веры, и значение больших праздников и церковных таинств.

Как известно, из-за пандемии коронавируса занятия воскресных школ временно приостановлены. Службы, конеч
но, ведутся, но духовенство находится в медицинских масках, а для глухих это препятствие, потому что не видна артикуляция. Но мы находимся на связи, общаемся через Интернет, и когда эпидемиологическая обстановка нормализуется, возобновим привычные мероприятия.

— По Вашему мнению, только ли язык жестов является препятствием для общения глухих и слышащих людей?

— По-разному, потому что все люди разные. На самом деле,

мы очень мало знаем о глухих. Как был много лет назад распространён термин «глухонемые», так люди до сих пор и думают, что все глухие не говорят. А они, как правило, могут говорить, но не всегда решаются, потому что их речь развивается не так, как у здоровых. Кто-то очень удивляется, узнав, что глухой человек водит машину: «Разве это не опасно?». А глухие обычно становятся хорошими водителями, так как очень наблюдательны и обладают развитой зрительной памятью. Eсли при общении есть искренность, человечность, но возникают такие «нестыковки» — от незнания, то глухие относятся с пониманием.

Eсть и другие примеры. Больно, когда воспринимают глухого как ущербного. Люди, лишённые слуха, ничем не хуже всех остальных, но в некотором смысле — большие дети: не умеют хитрить, всему радуются, всему удивляются.

— В чём Вы видите основную задачу деятельности по окормлению глухих?

— Для души человеческой естественно стремиться к Богу. Участие в церковных службах и в таинствах всегда преображает человека: он становится чище, красивее духовно. Я не то чтобы ставлю задачу, я очень рад, что с помощью нашей программы глухие стали участвовать в церковной жизни. Чем больше людей услышит Слово Божие, услышит сердцем — тем лучше.

***фото: В конце 2019 года в общине глухих при Свято-Покровском храме состоялось первое таинство крещения.

Метки: #православие