Select for category

Труд

Каменская городская общественно-политическая газета Ростовской области

Ай да вареник!

Далее

13 января 2022 года в гости к Соломинке, Лаптю и Пузырю пришли ребята микрорайона Заводского, которые с огромным удовольствием приняли участие в приготовлении традиционного блюда…

«Эко-патруль»— первый!

Далее

В декабре 2021 года воспитанники объединения «Зооакадемия» Детского эколого-биологического центра г. Каменска-Шахтинского приняли участие во Всероссийском Экологическом турнире «Заповедные острова», организатором которого является заповедник «Ростовский»….

Для всех верующих

Далее

18 и 19 января 2022 года — в Крещенский сочельник и в День крещения Господня — каменские священнослужители совершали чин Великого освящения воды. Они окропили…

Новой волны не...

Далее

18 января 2021 года глава администрации города В. E. Шевченко принял участие в видеоконференции, которую проводил губернатор Ростовской области В. Ю. Голубев. На заседании регионального…

Единороссы выбрали лидера

Далее

18 января 2022 года во Дворце культуры имени Гагарина состоялась отчётно-выборная конференция Каменск-Шахтинского местного отделения партии «Eдиная Россия». В работе конференции принял участие глава администрации…

Главная / Человек и общество / Как река железным дорогам навредила

Как река железным дорогам навредила

ХРОНИКИ ПРОШЛЫХ ЛEТ

В Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) нам удалось обнаружить любопытное издание «Спутник пассажира по юго-восточным железным дорогам». Выпущено оно было Обществом юго-восточных ЖД в 1899 году. В самом первом томе автор-составитель, коммерческий агент ЮВЖД Александр Иванович Родзевич отправился в путешествие по Козлово-Воронежско-Ростовской линии.

Общий вид ст. Каменской.

Путеводитель насыщен не только расписанием движения скорых, почтовых и товаропассажирских поездов, но и содержит подробное описание всех станций и вокзалов, а также — населённых пунктов, в которых они располагались. Самым ценным являются фото с видами городов и станиц, которыми щедро снабжены все страницы книги. Их автором является фотограф В. Чеховский. Думаем, не ошибёмся, если позволим себе громкое заявление о том, что ранее подобные виды нашей станицы широко не публиковались.

Вокзал на ст. Каменской.

Мы предлагаем вам некоторые выдержки из этого издания и, конечно, с удовольствием показываем вам интересные фото станицы Каменской тех лет.

Станица Каменская. Бульвар, ремесленное училище и водопроводная башня.

Большое внимание автор уделил истории и современному облику Донца, который тогда именовался Северным и слыл одной из самых значительных рек области. Вытекая из Корочанского уезда Курской губернии (ныне Корочанский район, входящий в Белгородский округ), река проходила 280 верст десяти станиц Донской области, впадая в Дон двумя рукавами под названиями Северный Донец и Сухой Донец. В летнее время река не была судоходной, а вот в апреле-мае при половодье из Харьковской губернии пригоняли в Ростов-на-Дону плоты дубового леса.

Элеватор на ст. Каменской.

В старину наш Донец был гораздо глубже, судоходство обширнее, после Дона эта река считалась первым торговым путём казачьей земли. Каждую осень и весну множество барок с хлебом и другими продуктами приходило из «украинных» городов на Дон.

Преодолев на поезде реку по «100-саженному железному мосту» и полюбовавшись «чудной панорамой, раскинувшейся на правом берегу», путник оказывался на станции Каменской.

Она классифицировалась как станция третьего класса. Залы вокзала — первого и второго класса, в здании имелись дамская уборная, буфет с холодными закусками, чаем и напитками. Коммерческая деятельность станции благодаря расположению около одной из крупнейших торговых станиц Донского края была довольно значительна. Например, в 1897 году со станции было отправлено 1 165 236 пудов грузов, а получено — 874 109 пудов! Кроме того, было отправлено 1 026 голов крупного рогатого скота — быков. Зато деятельность станции по отправке главнейшего продукта — хлебных грузов была неутешительна. Конкуренцию железной дороге составил Донец, по которому в весеннее половодье из станицы Каменской отправлялось до четырёх миллионов пудов хлебных грузов, в том числе, и для заграничного экспорта. А вот объём хлеба, отправленного поездами за целый год, составил всего 878 тысяч пудов.

Eщё один интересный факт приводится автором. В 1892 году Управлением Общественных работ в местностях, пострадавших от неурожая 1891-1892 годов, на станции Каменской был сооружён элеватор, по размерам и по конструкции идентичный тому, что в те годы действовал на ст. Кантемировка.

На 1 января 1897 года в нём хранилось 1804 пуда и 10 фунтов хлебного зерна, в течение года зерна поступило ещё 62 616 пудов 30 фунтов, при этом выбыло более 64 тысяч пудов. Таким образом, «благодаря» всё той же речной конкуренции столь полезное учреждение для отечественной хлебной торговли, как механическое зернохранилище, не сделало ни одного оборота с зерном в год, хотя рассчитано оно было на вместимость 100 тысяч пудов тяжёлого зерна.

В самой станице всех желающих до места назначения доставляли «извощики»: одноконные пролетки до вокзала стоили 40 копеек, а добраться до конца станицы можно было в два раза дешевле. Также к приходу пассажирских поездов экипаж имелся от гостиницы «Центральная» Асатурова.

То, что наша Каменская, насчитывавшая в т о время 27091 жителей, являлась одной из самых многолюдных и богатейших в Донской области, известно давно. На момент выхода издания в станице было 1 204 дома, которые располагались по обеим сторонам широких, обсаженных деревьями улиц. В станице действовали две ярмарки оборотом 500000 рублей, кожевенный, маслобойный, стеклянный, кирпичный и салотопенный заводы. Торгово-промышленный облик Каменской дополняли оживлённые субботние базары.

Аптека, фотография Петрова, два книжных магазина Розина и Савельева, Управление станичного атамана, городской клуб и сад помещались на Воскресенской улице. Этот факт вызывает немало вопросов, ведь среди улиц станицы такое название ранее не звучало. Нет такой улицы и на карте, выпущенной двадцатью годами ранее. Но в данном издании улица Воскресенская встречается несколько раз и упоминается как одна из лучших. Например, ведущие бакалейные и мануфактурные, мебельные и посудные магазины, дореволюционные «бутики» готового платья, а также булочные, кондитерские и колбасные заведения помещались большей частью именно на ней.

Из увеселений для станичников работали сад «Палермо» и цирк; услуги связи предоставляла почтово-телеграфная контора на улице Покровской (сегодня — Подтёлкова); на страже здоровья станичников стояли семь врачей, адреса которых были известны в аптеке.

Издание содержит и много других любопытных фактов, например, описывает станцию Лихую, которая в те времена являлась станцией четвёртого класса и «в самом непродолжительном времени» собиралась сделаться начальным пунктом сооружаемой в те годы Восточно-Донецкой линии протяжённостью 302 версты. Именно этой дороге предстояло стать последним звеном рельсовой линии до Царицына, который сегодня мы знаем как город Волгоград.

***фото: Общий вид ст. Каменской.;Вокзал на ст. Каменской.;Станица Каменская. Бульвар, ремесленное училище и водопроводная башня.;Элеватор на ст. Каменской.

Метки:

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта