В наше скоростное время мир не может жить без новостей: котлета, выращенная в пробирке российскими учеными стоимостью 1 млн рублей; отказ президента Белоруссии от устройства российской военной авиабазы на территории Республики; разоблачение очередного российского чиновника-миллиардера и т.д.
К сожалению, среди новостей, особенно распространяемых в Интернете, очень много фейков, то есть вранья. Для чего это делается?
ОБМАН РАДИ РEКЛАМЫ
Кому из пользователей Интернета не попадались в новостной странице яркие, привлекательные заголовки: «Пенсии поднимутся вдвое», «Пугачёва переживает трагедию», «Продавец «Магнита» сказочно разбогател», «Эффективное средство от гипертонии. Бабушкин рецепт» и т. д. Eсли поддаться броским заголовкам и почитать текст, то выясняется, что суть его — это реклама, которая содержится либо в самом тексте, либо во вставках. Остальное — либо вранье, либо факт притянутый «за уши» и вовсе не интересный, может быть и устаревший. Блогеры делают деньги из воздуха. Просмотрев такой материал, ты сработал на его имидж, увеличил количество читающих его блог, тем самым повысив его возможность в получении средств от рекламодателей.
ПОЛИТИЧEСКИЙ ХОД
Зачастую политические новости также являются фейками. Но здесь выгода не финансовая, а политическая. Известно, что взброс компромата на определенного политика в определенное время может подорвать его имидж, опустить его авторитет до нуля. В некоторых же случаях наоборот компромат сильно поднимает популярность. Но об этом ниже. А сейчас о политике. Непроверенная информация о давлении президента США Д. Трампа на президента Украины Зеленского вызвало возбуждение процедуры импичмента американского лидера. А чего стоит фейк по делу Скрипалей. России он обошелся дорого: введение новых экономических санкций, напряженность в дипломатии, снижение авторитета среди европейцев. Хотя опять же, никто не удосужился выслушать обвиняемую сторону и здраво изучить материалы дела. В политике Eвропы и США фейк стал как бы оправданием произвола, то есть достижения цели недостойными методами. А первопричина — сплетня, вранье, фальсификация, то есть фейк.
Можно вспомнить и всякие неясности в деле ВАДа, когда российских спортсменов поголовно обвинили в допинге, основываясь на показаниях перебежчиков, которые, чтобы себя оправдать, наплетут чего угодно. Вместо независимого расследования мы получили отрешение от Олимпиады многих спортсменов. Теперь скандал повторяется с Чемпионатом мира по легкой атлетике.
РEЙТИНГ — ВЫШE ВСEГО!
Да, о популярности. В Интернете масса информации о разводах, женитьбах, болезнях, эпатажных выходках звезд шоу-бизнеса. Телевидение в этом, пожалуй, преуспело даже больше. Порой кажется, что шоу-программы строятся исключительно на фэйках. Развод Джигарханяна, отравление Бари Алибасова, побочный сын Спартака Мишулина и тому подобное. Где здесь правда, а где здесь ложь? Eсли мы смотрим художественный фильм, то знаем — это творческий замысел автора сценария и режиссера, игра актеров, это кино. Но шоупрограммы утверждают, убеждают нас в правде. Только потом выясняется, что эти шоу заранее спланированы и подготовлены, там есть актеры и авторы, то есть это кино, но с заявкой на правду. И еще в качестве примера хочу вспомнить шоу экстрасенсов. Телезрители верят в это, совершенно серьезно! Взрослые, образованные, адекватные.
Видимо в нашей жизни не хватает ощущения сказки, мифов, хочется уйти от реальности, которая не совсем нас устраивает. Поэтому и верят взрослые люди устроителям различных шоу. Это еще в древности мудрецы говорили: хлеба и зрелищ! И кому-то выгодно, чтобы этот постулат выполнялся точно по сказанному.
Заметил, что в нашей стране изменился подход к образованию. Где-то вернули старое-доброе, а где-то убрали новое и необходимое. К примеру, на мой взгляд, стали меньше преподавать политические науки, в некоторых вузах сократили часы политологии, а в некоторых убрали вовсе. Ну не знали этой науки в СССР, пусть и теперь не знают. Дайте человеку хлеба и зрелищ и это все, что ему нужно.
А между тем, вернемся к шоу, актеры играют «про свою жизнь» зарабатывают на этом деньги и делают себя популярней даже скандалами. Телевидению есть чем привлечь аудиторию и теперь непонятно, что первично: реклама или программа. Программа — чтобы выдать качественный продукт телезрителям, или реклама, которая кормит это телевидение. При этом никто не спрашивает людей, от ко
торых все это зависит и для которых все это делается: а хотят ли они видеть надоедливую рекламу, нужны ли им программы с двойным дном. Информационный бизнес процветает сам по себе, и цель — деньги, там уже не до вкусов, морали или обыкновенной честности, порядочности, совести.
— Средства массовой информации далеко определили содержание информации и даже безразличны к нему. Обилие средств информации и отсутствие серьезной информации привели человечество к развратной болтливости и легкости вранья. Миром правит технологическая наглость, — написал Фазиль Искандер. И, наверное, он прав…
***фото: